Это трехдневный лыжный поход по одному из самых глухих уголков Тверской области, где нечасто можно встретить человека, но зато древние заброшенные деревни и храмы – сплошь и рядом. Наш маршрут пройдет по нетронутым лесам, в которых затерялись старинные деревушки и не менее древние церкви интересной архитектуры. Летом сюда не проехать по разбитым дорогам, а зимой всё заваливает снегом. В одной деревне даже будет дом, на котором есть записка: «Живите кто хотите» и инструкция, как правильно топить печь. Одним словом, места глухие и забытые. Если древняя фамилия Беклемишевых и битва при Бараньей горе вам ни о чем не говорят, то в походе будет прекрасная возможность расширить свой кругозор и познакомиться с историческими памятниками, пока они еще окончательно не сгинули в пучине времени. Любителям старины и настоящих зимних походов посвящается…
Отчет о походе 21-23 февраля 2021
Внимание: количество мест ограничено (всего 10). Записывайтесь заранее.
Тип маршрута | Продолжительность | Протяженность (км) | Нитка маршрута | Сложность маршрута |
Лыжный | 3 дня/2 ночи | 40 км | Москва-Ленинградская – Тверь – Медвежье – Тверь – Москва-Ленинградская | Средний. Требуется уверенное владение лыжами и хорошая физическая форма |
Даты похода: новые даты скоро будут опубликованы
План похода:
День 1 (11-14 км):
Подробное описание исторических достопримечательностей этого маршрута находится во вкладке «полезная информация».
Группа встречается в Ласточке на Ленинградском вокзале, которая отправляется в Тверь ранним утром в 6:58 и прибывает на станцию назначения спустя 1 час 46 минут в 8:44 утра.
В поезде знакомимся и распределяем провиант и снаряжение по рюкзакам. В 8.44 мы прибываем в Тверь. От станции нас заберет автобус и повезет в деревню Бор. Деревня так расположена, что дорога в ней просто заканчивается — это один из очень глухих уголков Тверской области. По приезду мы перейдем через реку Поведь и осмотрим остатки плотины, а также старинный дом лесопромышленника Калинина. Оттуда дойдем до села Горницы, где стояла усадьба древнего рода Беклемишевых, от которой остались лишь руины. Однако здесь все еще стоит удивительная церковь Владимирской иконы Божией Матери, построенная в 1789-1795 годах знаменитым архитектором Николаем Александровичем Львовым — замечательного экспериментатора и новатора в архитектуре, в том числе – храмовой. Из Горниц продолжим путь по старым лесным дорогам, которых нет на современных картах, к заброшенной деревне Вязьмицы. Если дорога будет хорошей, то заночуем после деревни, а если нет – остановимся на ночлег среди заснеженных лесов и болот. Ставим большую зимнюю палатку с печкой, разводим костер, готовим вкусный ужин.
День 2 (13-15 км):
Практически целый день мы будем идти по заснеженному лесу и лишь у деревни Кунино, где находится Храм Троицы Живоначальной на Погосте Баранья (Бранья) Гора, выйдем на открытое пространство. Когда-то там произошла ныне забытая битва между новгородской дружиной и татарами, которая длилась 10 дней и окончилась победой русичей. В качестве препятствий нам предстоит преодолеть несколько канав и небольшие речки Таложенка и Ульяновка. Будем надеяться, что погода будет все-таки зимняя и реки будут спрятаны подо льдом. Если нет – всегда есть альтернатива с мостами у соседних деревень. Заночуем перед деревушкой Ховань, в которой на 2010 год числится 4 человека постоянных жителей.
День 3 (13-15 км):
Сегодня впереди снова дикие леса и нехоженые дороги. После деревни Ховань нам предстоит перейти по мосту через реку Каменка и пройти через маленькую деревеньку Медвежье. Лес внезапно закончится у железной дороги, по которой раз в день ходит поезд Москва-Осташков. За путями начнется поле, по которому нам останется пройти несколько километров до населенного пункта Большой Борок, откуда нас заберет автобус и довезет до Твери. В селе в состоянии реконструкции находится Церковь Благовещенская, построенная в 1796 году.
Список необходимого снаряжения:
— зимняя походная одежда (классические три слоя: термобелье, флис, мембрана)
— пуховка (куртка с утеплителем)
— спальник с отрицательной температурой комфорта и толстый коврик
— лыжи, палки, ботинки (годятся любые лыжи, к которым вы привыкли)
— мазь держания (если у вас лыжи без насечек)
— обувь для лагеря (зимние сапоги с теплым вкладышем, типа таких)
— теплые варежки + запасная пара
— шапка
— рюкзак не менее 70 литров (необходимо оставить место для общего снаряжения и продуктов)
— сани-волокуши (по желанию)
— термос с горячим чаем (не менее 1 литра)
— сидушка
— КЛМН (кружка, ложка, миска, нож)
— фотоаппарат (по желанию)
— налобный фонарик + запасные батарейки
— личный карманный перекус (несколько шоколадных батончиков — для перекуса «на ходу»)
Если вы начинающий походник, то эта статья ответит на многие вопросы о базовом наборе снаряжения для любых походов. А эта статья поможет выбрать лыжи для похода.
Стоимость похода:
Стоимость участия: 5 500 р.
Что входит в стоимость:
— общественное снаряжение (костровые и кухонные принадлежности, зимняя палатка, печка, газ, горелки, топоры, пилы и т.д.)
— походное питание на маршруте (горячий завтрак, обеденный перекус, горячий ужин)
— трансфер от ж/д вокзала Твери до точки начала маршрута
— трансфер от финальной точки маршрута до ж/д вокзала Твери
— работа инструкторов
— групповая аптечка
— спутниковая связь
Что не входит в стоимость:
— билеты на «Ласточку»
Оплата и бронирование:
Полностью оплатить участие в этом походе можно непосредственно инструктору при встрече группы. Для подтверждения вашего участия необходимо внести предоплату в размере 2000 р. Место в группе бронируется только после получения предоплаты. Вернуть предоплату в полном размере в данном походе можно не позднее, чем за 14 дней (включительно) до начала похода. Удобный способ внесения предоплаты вы сможете выбрать после отправки заявки на участие. Подробнее об условиях оплаты
Достопримечательности в первый день похода:
Дом лесопромышленника Калинина
Завод Калинина близ железнодорожной станции Удомля существовал с конца XIX века. В тверских статистических справочниках начала ХХ века он упоминался среди крупных промышленных заведений губернии. К 1911 году там ежегодно вырабатывалось и отправлялось со станции не менее 100 вагонов досок и 834 пуда древесной шерсти. Всего на сумму 21 110 рублей. Число работников у Калинина в разное время колебалось от 20 до 30 человек, в зависимости от производственной необходимости. А еще Калинину принадлежал кирпичный завод, но он какое-то время стоял без работы. Среди резных наличников терема видна надпись: «Постр. 1890г». Это дом лесопромышленника Калинина. Здесь у него раньше была лесопилка. От неё и плотина осталась. После революции в этом доме долгое время располагалась начальная школа и жила учительница. Сейчас дом вроде бы продан москвичам под дачу, но ещё не приведён в порядок и выглядит бесхозным.
Церковь в Горницах
В селе Горнице ранее была усадьба Беклемишевых, близких к царскому двору. Развалины их дома видны при подходе к деревне с юга. Вот и всё, что осталось от былого великолепия их родового гнезда! Старый парк зарос и стал похож на лес, а пруды заболотились, но ещё сохранилась построенная ими церковь.
Село Горницы — один из самых заповедных уголков Кувшиновской земли. Расположенное на правом берегу Поведи, окруженное сказочно красивыми лесами, это местечко издавна чарует своей таинственной прелестью. Во второй половине ХVII века усадьба Горницы (тогда еще Никольское) принадлежали Кливским. К началу следующего века сельцо числилось за петровским стольником Никитой Беклемишевым, а затем принадлежало поручику Петру Васильевичу Беклемишеву. Именно на его средства в усадьбе Горницы вместо ветхой деревянной была построена каменная Владимирская церковь.
Строительство началось в 1789 году и было закончено к 1795 году, но по какой-то неизвестной причине освятили храм только через пятнадцать лет. Владимирская церковь — замечательный памятник архитектуры в стиле зрелого классицизма. Необыкновенное изящество и изысканность вкуса, которыми неизменно отмечено каждое творение великого зодчего, а также сходство проекта с целым рядом его построек не вызывает сомнения в авторстве Н.А. Львова. Церковь удивительно гармонично вписывается в окружающий пейзаж, составляя с ним как бы единое целое. С большой долей вероятности предполагается, что по замыслу зодчего создавался и прекрасный парк, остатки которого просматриваются и сегодня. Храм, подобно Троицкой церкви в Прямухине, состоит из верхней, холодной церкви, которая занимает основной объем здания, и нижнего этажа, где была устроена теплая, зимняя церковь. Верхний престол освящен в честь Владимирской иконы Божией Матери, нижний посвящен Николаю Чудотворцу. Из теплой церкви внутренняя лестница ведет на хоры и далее — на верхний ярус колокольни, который выполнен в виде беседки с белокаменными колоннами. В послереволюционные годы Владимирская церковь была закрыта и вскоре разграблена. В бытность горницкого колхоза здание использовалось как овощехранилище, а в последнее время храм находится в ведомстве отдела культуры администрации области.
Особенностью храма является то, что колокольня у него расположена не с запада, как обычно, а с юга. И имеет верхний этаж из колонн, что скорее напоминает бельведер барской усадьбы. А полукруглые арки окон, с двумя колоннами посредине, выдают работу архитектора Николая Александровича Львова, знаменитого в Торжке, замечательного экспериментатора и новатора в архитектуре, в том числе — храмовой. Третья особенность — та, что западный фасад храма имеет необычный полукруглый выступ, напоминающий алтарь. А главный вход находился явно с севера, судя по парадному порталу. Выглядит эта церковь, как игрушка. Да она, по сути, и есть барская игрушка. Беклемишевы могли себе позволить таковую в своём родовом гнезде. Ныне эта дорогая «игрушка» выглядит словно случайно забытая в этом «медвежьем» углу, как нечаянно потерянная корона. Крыша храма была, видимо, не в виде каменного свода, а на деревянных балках, которые сгнили и провалились, поэтому оставшийся интерьер освещает солнце и поливают дожди.
Ещё одной особенностью этого храма является его подвальный этаж, который каким-то чудом ещё не обрушился, несмотря на давнее отсутствие крыши сверху. В этом нижнем храме необычен каменный алтарь из белого старицкого известняка. Скромный по количеству икон, бывших тут, но роскошный по своему парадному внешнему виду. И такое чудо архитектуры и истории обречено вскоре безвозвратно погибуть в этой глуши!
Достопримечательности во второй день похода:
Битва при Бараньей горе
Баранья гора… Загадка истории…Когда Батый взял Торжок, новгородцы отправились на помощь, но не успели… Остатки новоторжской дружины встретились с новгородцами где-то в окрестностях села. Было решено дать бой . Дружина встала на Бараньей горе . Перед битвой полагался поединок богатырей. С новгородской стороны вышел Костя Новоторженец, а с татарской — Таврул. Сошлись богатыри на конях, ударил Новоторженец Таврула своей рукой, и убил его. Войско новгородское десять дней билось с татарами, пал второй их полководец — Абаб. Как гласит легенда — победа была за русскими воинами. Фольклористы в свое время записали целую былину о Косте и Тавруле. Однако битва не нашла отражения в новгородских летописях, но предания о ней рассказывают здесь до сих пор. В окрестностях — древние курганы, которые в начале XX века исследовал Н. К. Рерих.
Церковь в Кунино.
Этот полуразрушенный храм стоит как будто не на своем месте: ему бы организовывать площадь Петербурга или улицу губернского города, а он поставлен на краю крохотной деревеньки, на холме посреди темно-зеленых елей северо-западной России (Кувшиновский р-н Тверской обл.). Величие храма и столичный характер его архитектуры объясняются просто: он построен по проекту В.П. Стасова, крупнейшего зодчего петербургского ампира. А вот городской масштаб храма, сооруженного к 1831 г. и освященного в 1832 г., объясняется не так легко. Неподалеку от Барановой Горы расположена усадьба Велеможье, принадлежавшая А.М. Полторацкому, владевшему также более знаменитой усадьбой Грузины под Торжком, в строительстве которой также участвовал В.П. Стасов. В Велеможье сохранились только жалкие остатки приписываемых Стасову хозяйственных построек, а вот относительно Барановой Горы авторство знаменитого архитектора устанавливается точно: в письме к Стасову Полторацкий в 1831 г. писал о завершении работ по церкви «по плану и перемене вашей, что послужило к большому украшению; истинно совершенный великолепный храм и вам много обязан».
Следует сразу подчеркнуть, что большинство усадебных храмов и приходских сельских храмов близ усадеб имеют средние и даже небольшие размеры, и чаще по своему масштабу соотносятся с относительно камерными усадебными постройками. Примеры особенно крупных и величественных усадебных церквей есть, но их не так уж много (можно вспомнить Матренино Воронцовых, Шкинь, Бельское Устье и некоторые другие). В нашем случае масштаб храма объясняется даже, видимо, не амбициями заказчика, а тем, что присланный петербургским архитектором проект не соответствовал месту, автор его не соотносил с конкретным расположением и не перерабатывал. Общий абрис и идея удовлетворили Полторацкого – и стройка началась без оглядки на размеры. План, пространственная композиция и даже размеры церкви в Барановой Горе очень близки к плану, композиции и размерам Спасо-Преображенского собора в Петербурге, возведенного по проекту Стасова в 1827–1829 гг. Различие состоит в том, что у петербургского собора один четырехколонный ионический портик с запада, тогда как у усадебной церкви их два, они тосканские и помещены по бокам, с севера и юга. По-другому обработаны и окна основного объема храма в Барановой Горе. Все остальное очень похоже, и заставляет предполагать, что небольшие различия вызваны в большей части упомянутыми Полторацким «переменами» в авторских чертежах, а не переработками самого Стасова. Если оценивать храм в Барановой Горе с точки зрения новизны и оригинальности, то эти качества можно найти лишь в немногих деталях. В большей степени храм Троицы следует рассматривать как несколько пересмотренную и откорректированную авторскую копию знаменитого городского собора. С этой точки зрения это памятник поистине уникальный и выглядящий курьезом, не снижающим, впрочем, серьезности архитектуры и значения авторства.
Достопримечательности в третий день похода:
Большой Борок
Село расположено на левом берегу Осуги, в 23 км от Кувшиново. В селе сохранилась Благовещенская церковь (1796 г.) являющаяся частью усадебного комплекса. Церковь выполненная в стиле раннего класицизма и в настоящее время находится в полуразрушеном состоянии. В писцовой книге Леонтия Скобельцына за 1624–1625 годы упоминается погост на реке Осуге, «а на погосте церковь Козьмы и Домьяна: деревянный верх обвалился, да церковь Николы Чудотворца,… и в церкви образа и книги, строенья приходных людей. На погосте ж дом попа Дмитрия Федорова, да другой поповский дом пуст, дома дьякона Абросимки Зиновьева и пономаря Сеньки Сергеева, да проскурницы Домницы Степановой дочери, да бобылей Гришки Михайлова и Максимки Степанова». В 1796 году Сергей Жеребцов построил «на погосте Благовещенском, что на реке Осуге», новую каменную Благовещенскую церковь с тремя престолами. Село Большой Борок образовалось при объединении населенных пунктов Локотцы, Борок, Игумново и Благовещенского погоста.