Вепсский лес — это край вековых дремучих лесов, многочисленных ручьев, озер, рек, огромных болот и глухих деревень. Приглашаем отправиться в путешествие в отдаленный уголок Ленинградской области, где на берегах реки Ояти, издревле населенных финно-угорским народом — вепсами — течет неторопливая сельская жизнь, к которой мы сможем прикоснуться в этом походе: пожить в старинном доме, больше похожим на музей, попариться в бане, отведать блюда из дровяной печи, познакомиться с традиционными ремеслами и погулять по природному парку «Вепсский лес», полюбоваться великолепными пейзажами северной природы. Также мы посетим несколько церквей — настоящих жемчужин деревянного зодчества, одна из которых — единственная в России деревянная церковь старше 500 лет, стоящая на историческом месте постройки. Мы прогуляемся по пляжам Онежского озера и полюбуемся на его бескрайние просторы с заброшенного маяка, найдем древнее капище в лесу и заедем в Музей вепсского быта, созданный и сохраненный школьной учительницей. В заключительный день путешествия отправимся на экскурсию в деревню Верхние Мандроги, в которую были перевезены из Вологодской области подлинные крестьянские дома, в каждом из которых сейчас находится несколько ремесленных мастерских. Так как достопримечательности находятся на большом расстоянии друг от друга, передвигаться будем на нашем автобусе, а пешком проходить лишь самые живописные участки маршрута (без рюкзаков). Все ночевки будут в теплом уютном доме с печкой. Отчет о походе на первые майские 2022.

Тип маршрутаПродолжительностьПротяженность (км)Сложность
Комбинированный 3 дня/2 ночи470 км на автобусе

20 км пешком

Несложный, доступен начинающим туристам 

Даты похода: 4-6 ноября 2022

План похода:

День 1

Инструктор встречает участников похода на станции Подпорожье (прибытие в 05.51 утра на поезде 018А «Карелия», который отправляется из Москвы накануне вечером в 21:05 с Ленинградского вокзала). Садимся в наш автобус и около 1,5 часа едем в гостевой дом — большую и современную деревянную избу, со вкусом обставленную. Заселяемся в комнаты, завтракаем и отправляемся в путешествие. Сначала едем в село Ярославичи, где есть красивый подвесной мост через Оять.

Переходим по нему на другой берег и по тропе поднимаемся наверх к немноголюдным деревням. Мы находимся на территории природного парка «Вепсский лес», раскинувшегося на Вепсовской возвышенности, поэтому отсюда открывается потрясающий вид на окрестности. Налюбовавшись, спускаемся обратно к мосту и едем пару километров до переправы в Чурручей, переправляемся на лодке через Оять и идем по экотропе к Святому камню — древнему месту поклонения вепсов. Главными святилищами вепсов были камни и рощи. Считалось, что в камнях обитают духи, которые могут как вредить человеку, так и помогать. Люди поклонялись священным камням, оставляя возле них подношения — свечи, иконки, деньги. Языческие верования в этих краях тесно переплелись с христианством: долгое время рядом со Святым камнем стояла часовня, которая была утрачена во время пожара. На стоянке неподалеку от переправы разводим костер и готовим обед.

После обеда едем в отдаленный поселок, где местная жительница откроет для нас Музей вепсского быта, экспонаты для которого она собирала в течение 30 лет вместе с учениками школы, при которой изначально и существовал музей. Несколько лет назад школу закрыли, но коллекцию, в которой более 1000 предметов и документов, удалось сохранить и перенести в здание бывшей администрации. Это действительно уникальный музей! Прощаемся с хранительницей этого богатства и возвращаемся в гостевой дом. На ужин будут блюда, приготовленные в русской печи. Что может быть вкуснее блюд из русской печи, которые в детстве готовили нам бабушки? Этот вкус ни с чем не перепутаешь, невозможно забыть аромат горячих пирогов, наваристого борща, тушеной картошечки или молочной каши – сразу вспоминается беззаботное детство, теплые руки бабушки. Сегодня нас еще ждет мастер-класс по приготовлению калиток — традиционных пирогов кухни северных народов, выпекать которые мы будем в настоящей печке.
День будет очень насыщенным и завершится довольно поздно, а завтра нас ждет ранний подъем и не менее интересная программа.

День 2

Ранний завтрак в 7 утра, а затем на автобусе отправляемся в самый отдаленный уголок Ленинградской области, где на границе с Карелией сохранились старинные деревянные храмы. Первой на нашем пути окажется церковь Георгия Победоносца на Юксовском погосте — третья по древности из сохранившихся до наших дней деревянных церквей России и самая старая деревянная церковь, стоящая на историческом месте постройки (две более старые перевезены в музеи).
Первые упоминания о церкви на этом месте датируются 1493 годом. Именно такую дату обнаружил известный исследователь Л. В. Даль на кресте. Он предположил, что крест этот освятил святой Александр Свирский. Согласно данным метрики Георгиевского храма, его возведение относится к первой четверти XVI века, что же касается освящения, то его совершил один из учеников Александра Свирского еще при жизни преподобного – иеромонах Афанасий. В 1632 году по воле прихожан церковь была сильно реконструирована из-за ее малой площади. В нынешнем своем виде церковь св. Георгия представляет собой органичный синтез строений XVI и XVII веков. К XVI столетию принадлежит вся центральная часть храма: средняя клеть с главкой, крытой лемехом, алтарь и парный к нему западный прируб. В 1934 году церковь была закрыта и передана под сельский клуб, после в ней долгое время был склад горюче-смазочных материалов. Сейчас старинная церковь находится в достаточно хорошем состоянии и в ней иногда совершаются богослужения. Рядом с Георгиевской сохранилась ещё Сретенская церковь, построенная в 1864 г.


Осмотрев оба храма, едем в Вознесенье, где пересекаем реку Свирь на пароме и по дороге вдоль берега Онежского озера доезжаем до села Щелейки, раскинувшегося на возвышенности. Его название происходит от слова «щелья», в русских говорах Обонежья означающего «скала». Действительно, деревня названа по расположенной рядом скалистой гряде, поднимающейся на высоту до 100 метров, обрывающейся к Онежскому озеру отвесным уступом. Такой рельеф не типичен для Южного Обонежья и его территория объявлена памятником природы «Щелейки». Село известно не только скалами, но и уникальным памятником деревянного зодчества — церковью Дмитрия Солунского, построенной в 1780-1783 гг. на месте предыдущей, упоминаемой в 1628 г. Она относится к типу многоглавых обонежских храмов, вершиной которых являются памятники в Кижах.

От церкви мы пойдем пешком к озеру и издалека заметим ещё одну достопримечательность — заброшенный маяк, построенный ориентировочно в 1915 году. Высота маяка 23 метра, а дальность видимости его огней была около 20 км. Здесь мы устроим обед, а желающие смогут подняться наверх и полюбоваться на бескрайние просторы Онего.

После отдыха идем дальше по берегу словно по набережной — песок здесь сменяется огромными каменными плитами. После сворачиваем в лес. Конечной точкой нашей пешей прогулки будет Гиморецкий погост. Здесь можно увидеть настоящее сокровище старинной русской культуры — шатровый деревянный храм. Это церковь Рождества Богородицы, построенная в 1659-1695 годах. Осматриваем храм и отправляемся обратно в гостевой дом, где нас уже ждут ужин и баня.

День 3

Сегодня после завтрака соберем вещи и покинем наш гостевой дом. На автобусе отправимся в деревню Мандроги, где нас ждет двухчасовая обзорная экскурсия. Она начинается с рассказа об истории возрождения деревни и её уникальном географическом положении на реке Свирь. Нам поведают историю о главной улице, деревенских избах, русской печи и горке. Далее нас ждет посещение старинных изб, привезенных из отдаленных сел Архангельской и Вологодской губернии. В каждой избе можно познакомиться с русскими ремеслами и купить в подарок изделия мастеров. Также мы осмотрим основные здания главной улицы: гостевые дома на берегу реки Свирь, дворянскую усадьбу, ресторан, созданные и украшенные в русском стиле талантливыми резчиками по дереву. Посещение музея водки и дегустация 3-х видов водки или наливок также войдет в прогулку. Музей водки деревни Мандроги знаменит далеко за пределами нашей страны, ведь в нем собрана огромная коллекция водочных бутылок – их более 3000 экземпляров. Нагуляв аппетит, поедем обедать в ресторан в Подпорожье, а затем автобус отвезет нас к поезду на станцию. Поезд 015А отправляется в 17.38 и прибывает в Москву на следующий день в 07.19 (на Ленинградский вокзал).

Список необходимого снаряжения:

— походная одежда по погоде (футболки, легкие ходовые штаны, флисовая куртка и штаны, мембранная куртка, термобелье, шапка)
— треккинговые ботинки
— рюкзак, спортивная сумка/баул, чемодан — для транспортировки личных вещей
— небольшой рюкзак на 25-40 литров (для радиальных выходов)
— резиновые тапочки (для поезда и дома)
— купальник, полотенце, предметы личной гигиены (для бани)
— КЛМН (кружка, ложка, миска, нож)
— сидушка
— личный «ходовой» перекус (например, немного сухофруктов и конфет)
— термос или пластиковая бутылка для воды (рекомендуемый объем: 1 литр)

Если вы начинающий походник, то вот эта наша статья поможет собраться в поход правильно.

Стоимость участия в походе: 22 500 р.

В стоимость входит:

— ежедневное сопровождение автобусом и все переезды по программе
— проживание в деревянном доме в комнатах по 2-4 человека
— трехразовое питание (иногда это будут традиционные блюда из печи, а иногда мы будем готовить сами на костре)
— мастер-класс по выпечке калиток в печи
— посещение бани (вечером по возвращении в дом)
— экскурсия в музей Вепсской культуры и быта
— экскурсия в деревню Верхние Мандроги
— обед в ресторане в Подпорожье перед поездом
— общественное походное снаряжение 
— групповая аптечка
— работа инструкторов

В стоимость не входит:

— билеты на поезд
— сувениры

Оплата и бронирование:

Полностью внести сбор можно непосредственно инструктору, в первый день похода.  Место в группе бронируется только после получения предоплаты. Внимание: предоплату за этот поход можно вернуть не позднее, чем за 30 дней до начала похода. Подробнее об условиях оплаты

Вепсы (вепсск. вепся, бепся; устаревшее — чудь) — малый финно-угорский народ России. В настоящее время вепсы проживают в трёх регионах – Республике Карелия, Ленинградской и Вологодской областях. По данным Всероссийской переписи населения 2010 г. общее количество вепсов России составляло 5 936 человек. В Карелии 3 423 (57,6%), в Ленинградской области – 1 380 (23,2%), г. Санкт – Петербурге – (271) 4,6%, в Вологодской −412 (6,9%). С 2000 г. вепсы имеют статус коренного малочисленного народа Российской Федерации, с 2006 г.- статус коренного малочисленного народа Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Самоназвания — вепсябепсявепсляйжедбепслаажедлюдиникад.

История

Основными  источниками по ранней истории вепсов являются сведения древнерусских летописей о племенах чуди и веси, которых наука считает их предками. В Повести временных лет летописец Нестор сообщает о расселении чуди и веси, указывая, что «чудь сидят близ моря Варяжского» (так славяне именовали Балтийское море). Варяги также сидят по Варяжскому морю, но здесь они находники… а на Белоозере сидит весь, которые здесь первонасельники…» Сказание о призвании варягов в «Повести временных лет» начинается с краткого сообщения летописи: «В год 6367 (859) варяги из заморья взимали дань с чуди, словен, мери, веси и с кривичей».

Древние вепсы сыграли важную роль в исторических событиях образования Древнерусского государства, создав по данным летописи в 862 г. вместе со славянскими племенами: словенами и кривичами — военно-политический союз, ставший основой для его формирования. Их участие в таком союзе было обусловлено расселением древних вепсов на важнейшем для мировой торговли северном отрезке Великого волжского торгового водного пути – от Ладожского до Онежского озера. («Вепсы. Очерки Истории и культуры», З. И. Строгальщикова)

V1

До 1917 года вепсы официально именовались чудью. Древнейшее самоназвание «вепся» в XX веке почти не фиксируется. Этноним «вепсы» распространяется уже в современное время. В бытовой русской речи употреблялись названия «чухари», «кайваны» (которые часто имели пренебрежительно-уничижительный оттенок).

Выделяются три этнографические группы вепсов:

  • северные (прионежские) вепсы — на юго-западном побережье Онежского озера (на юге Карелии (бывшая Вепсская национальная волость со столицей в селе Шёлтозеро) на границе с Ленинградской областью);
  • средние (оятские) вепсы — в верхнем и среднем течении р. Оять, в районе истоков рек Капша и Паша (северо-восток Ленинградской области и северо-запад Вологодской области)
  • южные вепсы — на южных склонах Вепсовской возвышенности (восток Ленинградской области и северо-запад Вологодской области).

Вепсская община сохраняла традиционную систему родственных и свойственных связей. Ее границы совпадали с границами погостов. Во владении общины находились коллективные пастбища, сенокосные и рыболовные угодья, леса. Как хранитель обычного права, община занималась распределением общинных земель, выполнением совместных строительных, ремонтных и сельскохозяйственных работ, наймом на работу, и т.п. Община избирала на сходе старост, сборщиков казенных налогов, мирских дьячков и приходских священников. Она же разрешала споры между крестьянами, оказывала помощь малоимущим и вдовам, собирала мирские деньги на нужды общины. Община-погост была и единицей религиозной структуры, имея свой церковный или часовенный приход, свой праздник и свое кладбище. Община определяла и повседневное обрядово-ритуальное поведение своих членов, религиозно-нравственные установки и общественное мнение.

 

У вепсов была большая семья, состоящая из 3-4 поколений, просуществовала до коллективизации. Главой большой семьи был старейший мужчина, дед или отец – “хозяин” – ižand. Статус хозяина был очень высок – он руководил всей хозяйственной и обычной жизнью семьи. Хозяйка – emäg, отвечала за домашние работы: уход за скотом (кроме лошадей), домом, приготовление пищи, шитье одежды. Положение женщин и мужчин было достаточно равноправным. При вступлении в брак девушка получала от своей семьи приданое (одежда, ткани, утварь, скот), бывшее ее собственностью. Вдова имела право на возврат приданого, а бездетная вдова могла расчитывать на пожилое – заработок за прожитые годы в семье мужа. Существовало примачество, обычно в зажиточных семьях, где положение примака – kodivävu было довольно зависимым. Наряду с договорным браком, аналогичным русскому браку по сватовству, еще в начале XX века существовали архаичные формы браков – «самоходкой».

Вепсский язык относится к балтийско-финляндской группе фино-угорских языков. Согласно местонахождению людей, он делится на три основных диалекта: северный, центральный и южный . Северный диалект несколько отличается от других, но тем не менее члены разных диалектных групп могут понимать друг друга. 

Начало 20-го века было действительно многообещающим для вепсов и даже вызвало народное пробуждение людей. Это подтвердилось официальной советской национальной политикой того времени: были сформированы 24 административных единицы со статусом национальных сельских советов, часть которых была объединена в два национальных района: Видла (Винницы) в Ленинградской области и Шутъярве (Шелтозеро) в Карельскую автономную республику. Были созданы школы с изучением языка вепсов, и на основе диалекта центральных вепсов возник вепсский письменный язык. Департамент меньшинств, созданный в Ленинградском окружном совете, занимался составлением вепсского письменного языка, и к нему присоединился так называемый новый алфавит. Была разработана система орфографии, аналогичная системе латинского алфавита, созданная для карелов Твери. Первая книга была праймером (1932). Всего было напечатано более 30 книг на языке вепсов (в основном, учебники для начальных школ). Основными составителями или переводчиками учебников были преподаватели: М. Хямяляйнен и Ф. Андреев. Сформирована образовательная система для национальных сотрудников. Шестьдесят вепсов начали учебу в педагогическом училище Лодейного поля. К 1934 году все школы для вепсов были снабжены учебниками на родном языке. Финский язык был назначен школьным языком для äänisjärve Veps (в Карелии). В результате упорной борьбы со стороны интеллигенции и родителей, язык вепсов был принят, но это продолжалось всего два месяца.

Количество вепсов в Советское время резко сократилось. Следуя общей тенденции, молодое поколение вепсов переехало из деревень в города. Политика насильственного гнета, начатая в 1937 году, направленная на все меньшинства в Советском Союзе, также искоренила вепсов. Все национальные культурные мероприятия были прекращены. Началась ассимиляция вепсов «ускоренными методами».

Были закрыты школы, сожжены учебники, учителя посажены в тюрьму, а некоторые этнические интеллектуалы даже погибли из-за своей национальности (среди них этнограф вепсов Степан Макарьев). Национальные округа были упразднены (в Ленинградской области в 1939 году, в Карельском АССР в 1956) и были разбросаны между Карельской АССР, Ленинградской и Вологодской областями. В 1937 году сельские советы вепсов были лишены своего национального статуса. Вепсы Шимъярва в отчаянии покинули свои дома и поселились в деревнях и городах вокруг Äänisjärve. Такая злонамеренная национальная политика привела к вымиранию многих деревень. Инфраструктура распалась, рабочие места сократились, магазины закрылись, медицинские услуги стали недоступны.

С 1941 по 1945 гг. в «Войне за продолжение» финны занимали северные площади. Финские власти создали там финскую систему образования. Некоторые вепсы присоединились к финской армии в качестве добровольцев, сформировав «Сородичный батальон». Отступление финнов с этих территорий вызвало сильные страдания местных вепсов: советские власти жестоко наказали людей, которых обвинили в сотрудничестве с финнами. «Сородичный батальон» был оставлен финнами в Советском Союзе.

В послевоенный период молодое поколение вепсов начало массовую миграцию в города, перейдя в российскую лингвистическую и культурную среду. Следует отметить, что данные переписей 1970 и 1979 годов не являются общими и, скорее, отражают произвольную власть и выбор чиновников при регистрации гражданства людей. В удостоверениях личности и домашних реестрах сельских советов национальность вепсов была подделана. Мотивация была связана с пожеланиями высшей власти, но отчасти это был страх вепсов — признавать себя вепсами.

В 1983 году по инициативе национальных ученых было проведено расследование, которое показало, что на самом деле в Советском Союзе было почти 13 000 вепсов, из которых 5600 проживали в Карелии, 4000 в Ленинградской области и чуть менее 1000 в Вологодской области . Однако это не было поводом для восторга. В деревнях было мало молодых людей этих меньшинств. Большая часть вепс-говорящего населения старше 40 лет осталась в Ленинградской и Вологодской области. С 1930-х годов переселенцы из других частей России систематически направлялись в район Äänis-Veps, который уменьшил процент вепсов на местном уровне в среднем на 50%; в двух сельских советах в районе Шоутъярве вепсы уже были меньшинством. Молодые вепсы и их дети, которые мигрировали в города, были потеряны для нации. Чувство национальной идентичности снизошло, и надежды на будущее были равны нулю. В 1983 году костяк нации вепсов ломался. Национальная политика нынешней эпохи реформ еще не оказала ощутимого влияния на вепсов. Национальный район был восстановлен в регионе Карельской АСР, но любые стремления к формированию административной единицы, включающей все нынешние поселения вепсов, до сих пор встречали сильное сопротивление со стороны русских.

В 1989 году было сформировано культурное общество Вепсов, с целью возрождения чувства идентичности этой коренной народности и повышения уважения к их языку, истории и культуре. Власти Ленинградской и Вологодской областей в этот момент все еще не понимали необходимости поддержания вепсов и их культуры. Сохранение вепсов, как отдельной народности и восстановление их культуры возможно только в том случае, если вепсы переоценят свои приоритеты и укрепят свою национальную идентичность. 

2 отзывов

  1. Я собирался поехать с этим клубом уже года три, но все что-то не получалось. Звезды не сходились, ретроградный меркурий — все дела. И тут такой заманчивый тур, просто подарок судьбы. Надо брать решил я, но т.к. настоящие герои никогда ничего не планируют заранее, то мест уже не было, зато было обещание поставить в лист ожидания. Да и шут с вами решил я, но заявку отправил. Ответ пришел до неприличия быстро, в нем сообщалось, что мест опять-таки нет, но если я готов испытать некоторые неудобства… в виде спанья на матрасе в спальнике, на кухне поближе к холодильнику, то готовы взять и даже сделать небольшую скидку. Лакшери тур переставал быть томным, пришлось готовить себя к превозмоганию.
    Если вы привыкли к ресторанам высокой кухни, где на огромном блюде вам подают изысканное дефлопе размером с пяти рублевую монету, то тут вас ждет разочарование. Они едят огромными порциями и при этом еда всегда остается. У меня был просто шок, когда я увидел какими ломтями они режут ветчину. Толщиною в палец. Проще было ее топором на куски порубить. После такого бутерброда съесть что-то еще – это подвиг! А для них это так… канапешочки.
    Мастер-класс по приготовлению калиток и выпеканию их в печи проводил специально выписанный из Петербурга сотрудник «Русского музея». Не удивлюсь, если в следующий раз в их туре в качестве оператора будет Михаил Кричман.
    Лично для меня был ни о чём «Святой камень», я бы пропустил его осмотр. С другой стороны, чтобы к нему попасть надо было переправится через довольно шуструю реку Оять на надувной лодке на веслах. Аттракцион «Мазай и зайцы» доставил удовольствие. Остальные места программы обязательны к осмотру!
    Деревня Мандроги – туристический лубок, но там много мастеров, за работой которых можно наблюдать вживую и потом приобрести их изделия. Там и различная авторская бижутерия, и иконы вырезанные из дерева, и керамика, и народные музыкальные инструменты, и кованные изделия, и вещи сотканные вручную, и роспись по дереву, и изделия из кости… многое хотелось купить! Мне больше всего понравились фарфоровые ёлочные игрушки, выполненные в стилистике Советского Союза – милое винтажное ретро. А взял я себе русалку и кило колотого сахара в сельском магазине.
    Еще в регионе готовят домашнее пиво/брагу Олудь, но мне сказали, что сейчас для него не сезон, да и пьют его самые отъявленные вепсы и то только после того как боярышник в аптеках закончится. Продегустировать не удалось, а без этого конечно программа не полная. Хотя… зная свою фартовость, может оно и к лучшему.
    Вывод: отличная программа, сделанная на совесть!

  2. Друзья, хочу поблагодарить Зою и Сашу за организацию прекрасного похода. Было очень интересно!!! Понравилось всё!!! Вепсские леса встретили нас весенней погодой и солнышком.Гулять в такую погоду было легко и приятно. Поселившись в деревянном доме с русской печью,мы отправились в путешествие.За эти дни увидели уголки первозданной природы,реки, ручьи и скалки, забытые деревни и подвесной мост.И ,конечно, необыкновенной красоты, словно игрушечные,деревянные храмы. Это чудо Онежского зодчества. Очень хочется, чтобы церкви обязательно сохранились. Мы побывали в Музее вепсского быта в поселке Курба, в музее под открытым небом в поселке Мандроги, где нам провели очень интересные экскурсии.
    Прошли по берегу прекрасного Онежского озера, которое еще не освободилось до конца ото льда,но нашлись смельчаки, искупавшиеся в нем. На берегу стоит красивый маяк , все желающие поднялись на самый верх, почувствовали себя смотрителями маяка.
    Вечером для нас проводили мастер-класс по приготовлению калиток, потом их испекли в русской печи ,и мы устроили чаепитие. Калитки были очень вкусные! По вечерам была баня и веселые посиделки. Ведь у нас была веселая и задорная компания. Казалось, что 3 дня растянулись на неделю отдыха,так много мы успели посмотреть и узнать, так замечательно отдохнули. Уезжать, конечно, не хотелось.
    Еще раз огромное спасибо Зое и Саше за прекрасный поход. Особое спасибо за ооочень вкусные и сытные завтраки, обеды и ужины. Всем операторам -Игорю, Мите, Саше и Оле -благодарность за классные фото и видео. А также всей нашей компании -спасибо за отличный поход! До новых походов с Сити Эскейп!

Добавить отзыв

Ваш адрес email не будет опубликован.

Поделиться:
Записаться в поход

    ФИО*

    Ваш телефон*

    Ваш e-mail*

    Ваш возраст

    Город*

    Поход*

    Дата похода*

    Номер клубной карты (при наличии)

    Дополнительно

    как Вы о нас узнали?

    Нажимая на кнопку, я выражаю свое согласие с Правилами обработки персональных данных