Этим летом мы едем в новый авторский тур в красивейшие места, где редко бывают туристы — на север Республики Коми, на берега Печоры и ее притоки. Это будет путешествие-разведка, наполненное множеством интересных событий.
Мы побываем в настоящих живых деревнях, в которые не так-то просто добраться, где всё пропитано духом старины, а поселения хранят память о предках-староверах, о которых нам расскажут местные жители — их потомки. Ижма, Цильма, Пижма, Печора — кто не слышал названия этих рек, хоть немного интересовавшись поселениями старообрядцев?
Мы увидим скалы Тиманского кряжа во время путешествия на лодках, сможем пожить на повети старого дома, будем переправляться на паромах через реки, полюбуемся величественной Печорой и ее чистейшими притоками, богатыми рыбой, услышим язык, на котором говорят жители Коми, познакомимся с местными ремёслами и побываем на традиционном празднике коми-ижемцев «Луд». Это будет настоящее путешествие во времени в нетуристические места, в мир первозданной природы и самобытности.
Путешествовать будем без палаток, но в этих местах надо быть готовым к длительным переездам по грунтовым дорогам, обилию кровососущих насекомых, отсутствию связи и комфортабельных гостиниц. Автоформат путешествия позволяет преодолеть большое расстояние за непродолжительное время и увидеть действительно очень много, не нести большой вес и уделить максимум времени фотосъемке. «Таков край Печорский — край неожиданных возможностей. Здесь так много простора, и он зовет все к новым странствиям. Есть свой особый, бодрый ритм в путешествиях по Северу. Север затягивает, хочется знать его больше, видеть больше. Так тянула и тянет меня к себе Печора, ее необъятность, ее величавость, ее стихийная сила. Здесь так вольно и хорошо …» (Гунн Г. П.)
Максимальное количество участников — 6 человек.
Из связи в тех местах работает только МТС.
Тип маршрута | Продолжительность | Протяженность (км) | Нитка маршрута | Сложность маршрута |
---|---|---|---|---|
Авто, водный | 5 дней | 580 км на машине
100 км на лодке с мотором |
Ираёль — Усть-Цильма — охотничья изба — Усть-Цильма — Ижма — Ираёль | Несложный. Доступен новичкам |
Даты похода: 1 — 5 июля 2025
План похода:
День 1
Прибытие на станцию Ираёль на поезде 210Я в 17.57 1 июля. Поезд отправляется из Москвы с Ярославского вокзала 30 июня в 12.50. Садимся в машину и едем в Усть-Цильму — одно из самых древних поселений в этих краях, известное с 1542 года (расстояние от станции 220 км). Сейчас это современное село, но всё же здесь есть свои интересные локальные особенности. Труднодоступность района, особенности уклада жизни староверов позволили сохранить уникальную культуру. Потомки староверов, схоронившиеся от гонений в лесных дебрях, за несколько веков проживания вдали от шумных городов образовали самобытную общность устьцилёмов. В Усть-Цильме сберегли свои песни, обряды, одежду, особенность говора. Здесь до сих пор носят старинные парчовые сарафаны, имеющиеся почти в каждом доме. В 2021 году Усть-Цильма получила статус столицы Серебряного ожерелья России как центр сохранения древних традиций. Главная её особенность – здесь жива старообрядческая община поморского согласия. Но обо всём этом мы подробно узнаем завтра, а сегодня заселяемся в гостиницу, ужинаем, отдыхаем. Если останутся силы после дороги, можно полюбоваться белыми ночами, прогулявшись по берегу Печоры, на которой и расположена Усть-Цильма.
День 2
После завтрака идём знакомиться с селом, пройдём с экскурсоводом по улицам Усть-Цильмы, сходим в краеведческий музей А. В. Журавского, где нам расскажут историю основания Усть-Цилемской слободки, а также о появлении и распространении старообрядчества на Нижней Печоре и многое другое. В селе действует старообрядческая церковь, сохраняются традиции моления в частных домах. После экскурсий познакомимся на мастер-классе с узорным вязанием коми, очень распространенным и в настоящее время; можно сказать, это бренд республики. На севере вязаные изделия были важным составляющим элементом костюма, их носили повсеместно, вязаная продукция пользовалась большим спросом на ярмарках. И сейчас мастерицы берегут традиции и делают изделия с невероятно красивыми узорами, своими умениями они поделятся и с нами.
Обедаем в кафе. После едем в отдаленную деревню. Путь предстоит неблизкий (около трёх часов), но очень интересный: немногочисленные деревеньки разбросаны по берегам рек, мостов здесь нет, переправляться на другой берег будем на паромах. Между паромами петляет грунтовка, которая словно перенесёт нас назад в прошлое. Мы погрузимся в невероятную красоту и старину! Лодки — пижемки, раскачивающиеся на ветру пешеходные подвесные мосты, свободно гуляющие табуны лошадей, заливные луга и леса, леса… После непростой дороги мы окажемся в доме, где нас уже ждут гостеприимные хозяева. Располагаемся, ужинаем, можно будет сходить в баню. Ночуем на повети — раньше это была хозяйственная часть дома, сейчас же здесь стоят кровати, проведено электричество. Очень необычное место, но гостиниц в этих краях нет.
День 3
Сегодня нас ждёт интересный день и много красивой природы. Мы отправимся в путешествие на лодках по реке. Завтракаем и в путь! Здесь до сих пор остались люди, умеющие мастерить традиционные лодки так же, как делали их прадеды. И сегодня мы совершим путешествие на таких лодках, идеально подходящих для местных рек. Их стихия — мелководье и перекаты. По пути сделаем остановку в небольшой деревеньке. Когда-то здесь был скит, уничтоженный в годы гонений. В скиту было много насельников, пахавших землю, трудившихся в книгописных и иконописных мастерских. Были там и школы – «грамотницы». Писцы скита выработали особый печорский полуустав, сформировалась своя иконописная школа (“пижемская икона”). Изготавливаемые иконы и книги широко расходились по окрестным землям. Скит являлся духовным и культурным центром всего Печорского края. Сейчас здесь стоит памятный крест и часовня.
К югу от долины Цильмы расположен Средний Тиман. Здесь встречаются скальные отвесы в несколько десятков метров высотой, причудливые базальтовые нагромождения, вековая тайга — почти не тронутая человеком северная природа. Путешествие начнётся по реке среди лугов, которая вскоре врезается в Тиманский кряж с 30-метровыми отвесными скалами, стеной нависающими над водой. Мы погуляем по скалам, посмотрим на реку сверху — виды открываются великолепные! Так с остановками и перекусом пройдём около 50 км по реке. Встаём на ночёвку, готовим ужин на костре. Слушаем рассказы наших проводников об этих краях, о своей родине. Ночуем в избушке (это не деревенская изба с удобствами и кроватями. В таких избушках останавливаются местные рыбаки или охотники, когда идут на промысел. Спим в спальниках на деревянных настилах).
День 4
Завтракаем и отправляемся на лодках в обратный путь. К обеду возвращаемся в деревню, где нас уже будет ждать вкусная еда. Сегодня погуляем по окрестностям, можем зайти к местным жителям за натуральным творогом и молоком, погладить и покормить лошадей — у многих здесь большие хозяйства. Посмотрим деревенские дома, на крышах которых до сих пор можно увидеть местную особенность — лосиные рога. После соберёмся на мастер-класс по пижемской росписи. Эта роспись известна с XVII века. На формирование ее стиля сильнейшее влияние оказала рукописная традиция. Существуют многочисленные параллели между пижемскими узорами и заставками древнерусских книг. На Печоре были целые династии переписчиков дониконовских книг, они и положили начало своеобразной пижемской росписи. Некоторые из этих мастеров стали расписывать деревянные ложки и другую домашнюю утварь (за исключением прялок, которые обычно привозили с Мезени). Как в переписывании книг, так и в пижемской росписи главный рабочий инструмент — перо. Это заметно отличало ее от прочих росписей севера, где работа пером зачастую ограничивается лишь созданием контуров рисунка. После мастер-класса ужинаем. Вечером можно будет сходить в баню. Ночуем на повети.
День 5
Ранний выезд в 5 утра, чтобы успеть на паром — жизнь здесь диктует свои условия. Заправляем термосы чаем, чтобы перекусить по дороге, и едем в Усть-Цильму.
Завтракаем в кафе. После у нас будет уникальная возможность побывать в одном из знаменитых родовых домов, многим из которых уже около 200 лет. Эти дома – не музеи, в них до сих пор живут люди. Чтобы получить статус родового дома, надо провести серьезную исследовательскую работу, собрать сведения о предках, немало часов провести в архивах, составить генеалогическое древо, в подробностях описать сам дом, найти сведения о его строительстве. Гостеприимные хозяева таких домов рады поведать путешественникам свои семейные истории и приглашают посетить их обитель – кладезь традиционного быта старообрядцев. Прощаемся с Усть-Цильмой и едем в Ижму — село на притоке Печоры.
В 2010 году Ижма стала известна всей стране благодаря случаю с аварийной посадкой самолёта на давно закрытом аэродроме. Самолет Ту-154 осуществлял перелёт из Якутии в Москву, но на четвертом часу полета начали отказывать электронные системы. Удачная посадка, сохранившая жизни 81 человека, во многом стала возможна потому, что взлётно-посадочная полоса поддерживалась начальником вертолётной площадки Сергеем Сотниковым, который на протяжении многих лет по своей инициативе сохранял заброшенный аэропорт в удовлетворительном состоянии. По пути сделаем остановку у необычных камней. В воде и на берегу реки лежит больше десятка огромных валунов сферической формы диаметром от 1 до 4 метров. Картина напоминает кладку яиц динозавров или огромные пушечные ядра.
Местные жители называют их «галфедь изъяс» или галфедьскими камнями. Есть среди каменных сфер абсолютно целые, но встречаются и расколотые. Ученые оценивают возраст этих шаров в 2 миллиона лет. Пообедаем в кафе в Ижме, погуляем по селу, увидим Преображенскую церковь 1828 года постройки — самое старое каменное здание на Ижме да и во всем Печорском крае. Историческое лицо и ижемских сёл, и Усть-Цильмы определяют грандиозные русские избы мезенского типа — посмотрим на такие дома.
А в конце путешествия мы побываем на традиционном празднике коми-ижемцев «Луд».
Ижемцы — народ, сохранивший свои традиции и культуру в сердце Республики Коми. Эта финно-угорская этническая группа, известная также под названием «изьватас», проживает в бассейне реки Ижма. Их предки появились там из верховий рек Выми и Мезени в середине 16 века. География проживания ижемцев охватывает не только саму Республику Коми и Ижемский район, но и более широкий спектр регионов России — от Ямало-Ненецкого округа до Мурманской области. По данным переписи 2002 года, численность ижемцев составляет чуть более 15 тысяч человек.
Говорят ижемцы на одном из диалектов языка коми — ижемском. Основа их хозяйственных занятий — оленеводство, которое они переняли у ненцев. Но в отличие от классического типа оленеводства, при котором вся жизнь пастухов с семьями проходит на пастбищах, при оленях, у ижемцев своя система: на зиму они пригоняют свои стада в места постоянного проживания, к своим сёлам. Эта ветвь народа коми при оседлом образе жизни, унаследованном от лесных предков, заимствовала ряд бытовых черт оленеводческой культуры, свойственных многим оленеводам-кочевникам. Культурное наследие ижемцев обогащается богатством традиционных обрядов, среди которых выделяются праздники.
Многие века ижемцы перед выходом на луга (в преддверии сенокоса) проводили народные гуляния «Луд» (с языка коми переводится как «луг»). Время проведения праздника — первые выходные июля с вечера до восхода солнца. Сейчас именно на этом празднике встречаются коми-ижемцы, чьи предки-оленеводы разъехались по всему северу России в поисках новых пастбищ. Своеобразный зачин праздника — гуляние «Ижемские ворота» — проходит вечером по центральным улицам села, когда коллективы со всех поселений района выполняют традиционные хореографические элементы под народные песни. Все участники обязательно в ижемских национальных костюмах. Выглядит очень красиво — настоящая живая река.
Пройдя через «ворота», участники праздника расходятся по лугу на закреплённое за каждым селом место — сикт (буквально «село») или подворье, где располагаются представители определённого села. Здесь они пребывают в течение праздника, разводят костёр, принимают гостей. В каждом «сикте» разработана своя программа. Гостей угощают традиционными блюдами оленеводов, рыбой, ягодами, предлагают выпечку и другие угощения. Это время не только торжеств, но и спортивных состязаний, которые объединяют общину. Одним из самых зрелищных мероприятий «Луда» являются конные соревнования, которые проходят вечером на заливных лугах. Гуляем на празднике до часа ночи, потом за нами приезжает машина и отвозит к поезду на станцию Ираёль.
В Москву уезжаем со станции Ираёль на поезде 041М в 3.43 6 июля. Поезд прибывает в Москву 7 июля в 9.43 на Ярославский вокзал. При желании можно выйти в Ухте (ехать 2 часа на поезде) и оттуда улететь на самолёте в Москву, тогда возможно возвращение в Москву в воскресенье 6 июля.
Проживание:
1 день в гостинице в Усть-Цильме . Размещение по два человека в номере со всеми удобствами.
2 и 4 день ночуем на повети в старинном доме. Это одно большое помещение с кроватями. Постельное белье предоставляется. Туалет на улице. Есть баня.
3 день ночуем в избушке на берегу реки. Спим в спальниках на деревянных настилах.
Питание
1 день: ужин в кафе в Усть-Цильме.
2 день: завтрак и обед в кафе в Усть-Цильме, ужин в деревне.
3 день: завтрак в деревне, перекус на реке, ужин готовим на костре.
4 день: завтрак готовим на костре, обед и ужин в деревне.
5 день: завтрак в кафе в Усть-Цильме, обед в кафе в Ижме. Ужин либо в кафе в Ижме, либо на празднике «Луд» местными блюдами.
Список необходимого снаряжения:
— большой туристический рюкзак либо спортивная сумка (для ваших личных вещей)
— небольшой рюкзак для радиальных выходов
— чехол на рюкзак
— спальник
— коврик
— КЛМН (кружка, ложка, миска, нож)
— штормовая куртка (мембрана. Защита от ветра и мелкого дождя)
— плотная флисовая кофта или шерстяной свитер (средний слой)
— дождевик (на случай сильного дождя)
— шапка, шарф (или баф), перчатки
— резиновые сапоги (хорошо подойдут из материала ЭВА — они очень мало весят)
— треккинговые ботинки
— термобелье, 2 синтетические футболки, тонкие и шерстяные носки, нижнее белье
— легкий головной убор (бандана, панама)
— термос объемом не менее 1 л. или пластиковая бутылка для воды
— сидушка
— фотоаппарат (по желанию)
— средства личной гигиены и личная небольшая аптечка
— накомарник (шляпа или панама с антимоскитной сеткой)
— карманный «ходовой» перекус (несколько шоколадных батончиков, орехи, сухофрукты)
— купальные принадлежности, небольшое полотенце
— резиновые тапочки (для бани и гостиницы)
Стоимость похода:
Стоимость участия в походе: 49000 р.
В стоимость входит:
— все переезды по маршруту на комфортабельном микроавтобусе
— все переправы через реки на паромах
— всё питание, кроме завтрака и обеда во второй день и ужина в пятый день
— проживание в гостинице в Усть-Цильме, в доме на повети и в избушке на реке
— мастер-классы по пижемской росписи и по узорному вязанию коми
— обзорная экскурсия по Усть-Цильме и в музей А. В. Журавского
— посещение бани во второй и в четвертый день
— аренда лодок
— посещение родового дома в Усть-Цильме
— общественное костровое снаряжение
— спасательные жилеты
— гермомешки (из расчета 1 мешок 60 л на 1 человека)
— работа инструктора
— групповая аптечка
В стоимость не входит:
— билеты на поезд
— завтрак и обед во второй день и ужин в пятый день
Оплата и бронирование:
Полностью внести сбор можно непосредственно инструктору, в первый день похода. Место в группе бронируется только после получения предоплаты в размере 10 000 р. Внимание: предоплату за этот поход можно вернуть не позднее, чем за 60 дней до начала похода. Позднее — только при условии замены другим участником. Подробнее об условиях оплаты