В минувшие выходные наша команда успешно прошла маршрут через всю систему Великих озер Тверской области. Несколько фактов об этом походе:

✔Всего нами было пройдено около 55 км. Пешком по залитым водой лесным дорогам, по болоту, по старой узкоколейке, на байдарках через озера и узкие протоки.
✔Почти утопили трактор
✔Спали в болоте под дождем
✔Обгорели на солнце, как где-нибудь в горах
✔Нашли на болоте останки бомбардировщика (предположительно Ил-4) времен ВОВ.
✔Поели прошлогодней клюквы
✔Увидели, как цветет багульник, а также сфотографировали пуховку у пушицы
✔Открыли купальный сезон
✔Ночью слышали страшный звук на болоте, но все равно быстро заснули
✔Сломали один микроавтобус, а поэтому поместились всей командой во второй, который был предназначен для снаряжения (вместе со снаряжением).
✔Побывали в трех самых труднодоступных деревнях Тверской области и на самом большом болоте

Теперь обо всем по порядку.

В пятницу вечером наша команда отважных путешественников встретилась на вокзале Твери и отправилась на ночь глядя… в болота! Вот что делает с людьми длительное сидение дома! 🙂  Доехав на двух микроавтобусах до Орши (один из которых был полностью забит вещами), загрузили часть снаряжения в болотоход, а себя и оставшиеся рюкзаки — в прицеп трактора. Подпрыгивая на кочках и весело смеясь, покатились навстречу приключениям в совершенно глухие места, в которых кроме рыбаков мало кто рискует появляться.
Поход начался безоблачно и сухо: непрекращающиеся дожди наконец-то закончились, закатное солнце ответило землю и скрылось за лесом. Однако, выдача спасжилетов сразу при посадке в трактор наводила на мысль, что сухими из воды мы не выйдем, и приключения начнутся еще до прибытия на озеро? Впрочем, поездка в прицепе трактора сама по себе уже была приключением: не каждый день приходится кататься на подобном транспорте по разбитым лесным дорогам, рискуя выпасть на ходу и уворачиваясь от веток.

После того, как трактор был утоплен в глубокой луже, преградившей нам дорогу, стало ясно, что вот где-то здесь и начнется водная часть маршрута 🙂
 
Темнело, а до места ночевки на берегу озера идти стало больше на несколько километров. Оставив одного участника с нашими вещами дожидаться возвращения болотохода, все остальные направились в лес. Чем ближе мы подходили к болоту, тем сильнее было ощущение, что мы идем по реке: потоки воды устремлялись прямо по дороге во всю её ширину. Вышли на болото уже за полночь, на небе появилась луна и начался самый непростой участок путешествия за сегодняшний день, но и самый запоминающийся. Ночная прогулка по болотным кочкам при ярком свете луны под ухающие звуки неизвестного происхождения, незапланированные купания некоторых участников  — все это оставило незабываемые впечатления, особенно у тех, кто на болоте был впервые.
К часу ночи вся наша команда и снаряжение благополучно оказалось в запланированной точке на берегу Светлого озера. Быстро поставили палатки и приготовили пасту-болоньезу. Ужинали мы уже на рассвете — в начале третьего ночи вполне можно было обходиться без фонариков. Долго засиживаться у костра не стали: предстоял ранний подъем и длинный ходовой день.
 
Утром байдарки были накачаны самыми бодрыми участниками еще до завтрака, поэтому быстро собрались и отплыли.
Сначала пересекли напрямую озеро Светлое и вышли в протоку, соединяющую его с Щучьим озером. В протоке попадались бобровые плотины и образованные ими порожки — по высокой воде и на плоскодонных щуках удалось пройти их все, не вылезая из байдарок.
Затем последовало не менее красивое Щучье озеро и еще одна протока, при входе в которую бобры постарались очень усердно — все-таки пришлось вылезать на берег и проводить байдарки на веревках.
Там же устроили перекус, а затем продолжили наш путь. Отталкиваясь веслами от берега и с трудом вписываясь в повороты, вышли из узкой протоки в Глубокое озеро, где взяли курс на расположенные на острове деревни.
Эти три деревеньки — Остров, Петровское и Заречье — упоминаются еще в 16 веке, а основаны они были, наверняка, еще раньше. Постоянных жителей сейчас не осталось, а дачникам, чтобы попасть сюда, приходится преодолеть неблизкий путь сначала по разбитой дороге, а затем на лодках вверх по реке и Великому озеру.
 
Обед устроили прямо на берегу  у большого нового дома, хозяева которого были не против соседства с нашей шумной компанией. Обед затянулся надолго: солнце припекало, бОльшая часть маршрута была пройдена и можно было не спешить. Но неопределенность с местом нашей сегодняшней ночевки заставила нас встать с лужайки и отправиться на поиски более-менее подходящего куска суши для установки палаток.
 
Вышли через пролив в Великое озеро, которое оправдывает свое название: дальний берег виднелся где-то на линии горизонта.

 
Шли вдоль берега, высматривая подходящее место, и с воды иногда казалось, что вот он — заветный клочок твердой земли, но нет — стоило выйти из байдарки, и сапоги погружались в хлюпающую жижу. Еще и дождь начался, вода теперь была повсюду.
Обогнув Плавучий остров, проверили место нашей прошлогодней ночевки, но дожди затопили даже его. Снова сели в байдарки и пошли дальше к южной оконечности озера. Вскоре увидели лесок на берегу, внушающий надежду на относительно сухое место под деревьями. Там, конечно, тоже было сыро, но идти дальше не имело смысла — лучшего места мы все равно не нашли бы, а перспектива ночевки в байдарках совсем не радовала.
После эквилибристических номеров с натягиванием тента перешли к не менее занимательному квесту «поиск места под палатки». Квартирный вопрос был благополучно решен с помощью найденных деревянных настилов, сделанных кем-то очень давно, и нескольких более-менее высоких мест, где вода не выступала поверх мха при малейшем нажатии. Вскоре и дождь кончился, а все мы собрались возле костра, обсохли, отогрелись, вкусно поели, поделились впечатлениями, полюбовались закатом, отражающимся в спокойной воде и под звуки варгана, разносившиеся над лагерем, разошлись спать.
Утром погода нас порадовала отсутствием дождя (хотя ночью прошел ливень), да и в палатках ни у кого не было луж после ночевки на болоте, так что настроение было отличное. Быстро позавтракав, пошли по болоту к останкам самолета, упавшего здесь во время Великой Отечественной войны. Предположительно это бомбардировщик Ил-4, но мы не уверены.
Крайняя труднодоступность места крушения самолета сохранила фюзеляж практически целиком — видны даже дыры от пуль на фрагментах обшивки, смятые от удара о землю лонжероны.
Какие-то неравнодушные люди установили неподалеку стелу в память о всех защитниках нашей Родины, погибших во время той войны. Сама стела очень впечатляет, как и экспедиция по ее доставке и установке в таком месте.
Идти по болоту непросто, то и дело проваливаешься в вязкую жижу и каждый шаг требует усилий. Но вокруг, конечно, красота: белые островки пушицы, дурманящий запах багульника, стройные сосенки, краснеющие бусинки клюквы, рассыпанные на зеленом моховом ковре.
Еще раз попили чаю, собрали лагерь и отплыли. На озере стоял полный штиль, и кучевые облака на горизонте сливались с водной гладью, отражаясь в ней. Ощущение было, что мы плывем по небу.
Вскоре открытый водный простор остался позади, и мы вошли в реку Созь. Течение в реке практически отсутствует, так что снова пришлось подналечь на весла. Впрочем, спешить нам было некуда, и байдарки шли по реке размеренно, пока экипажи наслаждались видами и солнечной погодой.
Вскоре на берегах стал появляться настоящий высокий лес, а еще через пару километров мы причалили к песчаному пляжу в древнем селе Спас-на-Сози. Здесь и завершился наш маршрут — оставалось разобрать снаряжение, сложить байдарки и погрузиться в микроавтобусы, но приключения решили нас пока не отпускать.
 
Водитель за целый час до назначенного времени сказал по телефону, что ему осталось ехать чуть больше 10 км, и что связи почти нет — вокруг глухой лес и болото. Когда же этот час прошел, а микроавтобусы так и не появились (дозвониться тоже не получалось), стало очевидно, что по дороге что-то случилось. Выйдя по лесной дороге навстречу автобусам, почти сразу встретили помощника водителя — он шел пешком. Как вскоре выяснилось, разбитая дорога после дождей стала еще более непроходимой, и одну огромную грязевую лужу автобусы никак не могут пройти. Тогда мы схватили наши рюкзаки, байдарки и сами пошли к автобусам . Вдруг, метров через 300, из-за очередного поворота появился наш транспорт, изрядно залепленный грязью. Машины все-таки смогли пройти сложный участок! 
 
Загрузили снаряжение в Газель, сами сели в Форд и поехали в Тверь. До электрички оставалось еще около двух часов и мы на нее без проблем успевали, но приключения решили иначе. Когда до города оставалось около 40 километров, большой микроавтобус закипел. Из-под капота валил пар, и все дальнейшие манипуляции с антифризом и водой из ближайшего ручья не привели машину в чувство. Тогда мы решили попробовать поместиться в Газель — все 13 человек и гора снаряжения! Поначалу это казалось нереальным, но у нас получилось! На электричку, правда, все равно опоздали — на каких-то 5 минут! Пришлось посетить Макдональдс, благо следующая была всего через час 🙂
 
Так и закончился этот замечательный поход, изобилующий приключениями с самого начала и до конца. Спасибо всем участникам за отличную компанию и бодрость духа! До встречи на маршрутах!
 
P.S. Страшный звук, который мы слышали по ночам на болотах, не что иное, как голос большой выпи. Если не знать, то можно очень испугаться! Звук этот описать сложно, но в книгах его часто сравнивают с глухим ревом быка, который слышен за несколько километров! 
 
(с) Команда турклуба City Escape
 
Подробнее о походе по Великим озерам

 
 
 

В минувшие выходные наша команда успешно прошла маршрут через всю систему Великих озер Тверской области. Несколько фактов об этом походе:

✔Всего нами было пройдено около 55 км. Пешком по залитым водой лесным дорогам, по болоту, по старой узкоколейке, на байдарках через озера и узкие протоки.
✔Почти утопили трактор
✔Спали в болоте под дождем
✔Обгорели на солнце, как где-нибудь в горах
✔Нашли на болоте останки бомбардировщика (предположительно Ил-4) времен ВОВ.
✔Поели прошлогодней клюквы
✔Увидели, как цветет багульник, а также сфотографировали пуховку у пушицы
✔Открыли купальный сезон
✔Ночью слышали страшный звук на болоте, но все равно быстро заснули
✔Сломали один микроавтобус, а поэтому поместились всей командой во второй, который был предназначен для снаряжения (вместе со снаряжением).
✔Побывали в трех самых труднодоступных деревнях Тверской области и на самом большом болоте

Теперь обо всем по порядку.

В пятницу вечером наша команда отважных путешественников встретилась на вокзале Твери и отправилась на ночь глядя… в болота! Вот что делает с людьми длительное сидение дома! 🙂  Доехав на двух микроавтобусах до Орши (один из которых был полностью забит вещами), загрузили часть снаряжения в болотоход, а себя и оставшиеся рюкзаки — в прицеп трактора. Подпрыгивая на кочках и весело смеясь, покатились навстречу приключениям в совершенно глухие места, в которых кроме рыбаков мало кто рискует появляться.
Поход начался безоблачно и сухо: непрекращающиеся дожди наконец-то закончились, закатное солнце ответило землю и скрылось за лесом. Однако, выдача спасжилетов сразу при посадке в трактор наводила на мысль, что сухими из воды мы не выйдем, и приключения начнутся еще до прибытия на озеро? Впрочем, поездка в прицепе трактора сама по себе уже была приключением: не каждый день приходится кататься на подобном транспорте по разбитым лесным дорогам, рискуя выпасть на ходу и уворачиваясь от веток.

После того, как трактор был утоплен в глубокой луже, преградившей нам дорогу, стало ясно, что вот где-то здесь и начнется водная часть маршрута 🙂
 
Темнело, а до места ночевки на берегу озера идти стало больше на несколько километров. Оставив одного участника с нашими вещами дожидаться возвращения болотохода, все остальные направились в лес. Чем ближе мы подходили к болоту, тем сильнее было ощущение, что мы идем по реке: потоки воды устремлялись прямо по дороге во всю её ширину. Вышли на болото уже за полночь, на небе появилась луна и начался самый непростой участок путешествия за сегодняшний день, но и самый запоминающийся. Ночная прогулка по болотным кочкам при ярком свете луны под ухающие звуки неизвестного происхождения, незапланированные купания некоторых участников  — все это оставило незабываемые впечатления, особенно у тех, кто на болоте был впервые.
К часу ночи вся наша команда и снаряжение благополучно оказалось в запланированной точке на берегу Светлого озера. Быстро поставили палатки и приготовили пасту-болоньезу. Ужинали мы уже на рассвете — в начале третьего ночи вполне можно было обходиться без фонариков. Долго засиживаться у костра не стали: предстоял ранний подъем и длинный ходовой день.
 
Утром байдарки были накачаны самыми бодрыми участниками еще до завтрака, поэтому быстро собрались и отплыли.
Сначала пересекли напрямую озеро Светлое и вышли в протоку, соединяющую его с Щучьим озером. В протоке попадались бобровые плотины и образованные ими порожки — по высокой воде и на плоскодонных щуках удалось пройти их все, не вылезая из байдарок.
Затем последовало не менее красивое Щучье озеро и еще одна протока, при входе в которую бобры постарались очень усердно — все-таки пришлось вылезать на берег и проводить байдарки на веревках.
Там же устроили перекус, а затем продолжили наш путь. Отталкиваясь веслами от берега и с трудом вписываясь в повороты, вышли из узкой протоки в Глубокое озеро, где взяли курс на расположенные на острове деревни.
Эти три деревеньки — Остров, Петровское и Заречье — упоминаются еще в 16 веке, а основаны они были, наверняка, еще раньше. Постоянных жителей сейчас не осталось, а дачникам, чтобы попасть сюда, приходится преодолеть неблизкий путь сначала по разбитой дороге, а затем на лодках вверх по реке и Великому озеру.
 
Обед устроили прямо на берегу  у большого нового дома, хозяева которого были не против соседства с нашей шумной компанией. Обед затянулся надолго: солнце припекало, бОльшая часть маршрута была пройдена и можно было не спешить. Но неопределенность с местом нашей сегодняшней ночевки заставила нас встать с лужайки и отправиться на поиски более-менее подходящего куска суши для установки палаток.
 
Вышли через пролив в Великое озеро, которое оправдывает свое название: дальний берег виднелся где-то на линии горизонта.

 
Шли вдоль берега, высматривая подходящее место, и с воды иногда казалось, что вот он — заветный клочок твердой земли, но нет — стоило выйти из байдарки, и сапоги погружались в хлюпающую жижу. Еще и дождь начался, вода теперь была повсюду.
Обогнув Плавучий остров, проверили место нашей прошлогодней ночевки, но дожди затопили даже его. Снова сели в байдарки и пошли дальше к южной оконечности озера. Вскоре увидели лесок на берегу, внушающий надежду на относительно сухое место под деревьями. Там, конечно, тоже было сыро, но идти дальше не имело смысла — лучшего места мы все равно не нашли бы, а перспектива ночевки в байдарках совсем не радовала.
После эквилибристических номеров с натягиванием тента перешли к не менее занимательному квесту «поиск места под палатки». Квартирный вопрос был благополучно решен с помощью найденных деревянных настилов, сделанных кем-то очень давно, и нескольких более-менее высоких мест, где вода не выступала поверх мха при малейшем нажатии. Вскоре и дождь кончился, а все мы собрались возле костра, обсохли, отогрелись, вкусно поели, поделились впечатлениями, полюбовались закатом, отражающимся в спокойной воде и под звуки варгана, разносившиеся над лагерем, разошлись спать.
Утром погода нас порадовала отсутствием дождя (хотя ночью прошел ливень), да и в палатках ни у кого не было луж после ночевки на болоте, так что настроение было отличное. Быстро позавтракав, пошли по болоту к останкам самолета, упавшего здесь во время Великой Отечественной войны. Предположительно это бомбардировщик Ил-4, но мы не уверены.
Крайняя труднодоступность места крушения самолета сохранила фюзеляж практически целиком — видны даже дыры от пуль на фрагментах обшивки, смятые от удара о землю лонжероны.
Какие-то неравнодушные люди установили неподалеку стелу в память о всех защитниках нашей Родины, погибших во время той войны. Сама стела очень впечатляет, как и экспедиция по ее доставке и установке в таком месте.
Идти по болоту непросто, то и дело проваливаешься в вязкую жижу и каждый шаг требует усилий. Но вокруг, конечно, красота: белые островки пушицы, дурманящий запах багульника, стройные сосенки, краснеющие бусинки клюквы, рассыпанные на зеленом моховом ковре.
Еще раз попили чаю, собрали лагерь и отплыли. На озере стоял полный штиль, и кучевые облака на горизонте сливались с водной гладью, отражаясь в ней. Ощущение было, что мы плывем по небу.
Вскоре открытый водный простор остался позади, и мы вошли в реку Созь. Течение в реке практически отсутствует, так что снова пришлось подналечь на весла. Впрочем, спешить нам было некуда, и байдарки шли по реке размеренно, пока экипажи наслаждались видами и солнечной погодой.
Вскоре на берегах стал появляться настоящий высокий лес, а еще через пару километров мы причалили к песчаному пляжу в древнем селе Спас-на-Сози. Здесь и завершился наш маршрут — оставалось разобрать снаряжение, сложить байдарки и погрузиться в микроавтобусы, но приключения решили нас пока не отпускать.
 
Водитель за целый час до назначенного времени сказал по телефону, что ему осталось ехать чуть больше 10 км, и что связи почти нет — вокруг глухой лес и болото. Когда же этот час прошел, а микроавтобусы так и не появились (дозвониться тоже не получалось), стало очевидно, что по дороге что-то случилось. Выйдя по лесной дороге навстречу автобусам, почти сразу встретили помощника водителя — он шел пешком. Как вскоре выяснилось, разбитая дорога после дождей стала еще более непроходимой, и одну огромную грязевую лужу автобусы никак не могут пройти. Тогда мы схватили наши рюкзаки, байдарки и сами пошли к автобусам . Вдруг, метров через 300, из-за очередного поворота появился наш транспорт, изрядно залепленный грязью. Машины все-таки смогли пройти сложный участок! 
 
Загрузили снаряжение в Газель, сами сели в Форд и поехали в Тверь. До электрички оставалось еще около двух часов и мы на нее без проблем успевали, но приключения решили иначе. Когда до города оставалось около 40 километров, большой микроавтобус закипел. Из-под капота валил пар, и все дальнейшие манипуляции с антифризом и водой из ближайшего ручья не привели машину в чувство. Тогда мы решили попробовать поместиться в Газель — все 13 человек и гора снаряжения! Поначалу это казалось нереальным, но у нас получилось! На электричку, правда, все равно опоздали — на каких-то 5 минут! Пришлось посетить Макдональдс, благо следующая была всего через час 🙂
 
Так и закончился этот замечательный поход, изобилующий приключениями с самого начала и до конца. Спасибо всем участникам за отличную компанию и бодрость духа! До встречи на маршрутах!
 
P.S. Страшный звук, который мы слышали по ночам на болотах, не что иное, как голос большой выпи. Если не знать, то можно очень испугаться! Звук этот описать сложно, но в книгах его часто сравнивают с глухим ревом быка, который слышен за несколько километров! 
 
(с) Команда турклуба City Escape
 
Подробнее о походе по Великим озерам

 
 
 

Поделиться:
Записаться в поход

    ФИО*

    Ваш телефон*

    Ваш e-mail*

    Ваш возраст

    Город*

    Поход*

    Дата похода*

    Номер клубной карты (при наличии)

    Дополнительно

    как Вы о нас узнали?

    Нажимая на кнопку, я выражаю свое согласие с Правилами обработки персональных данных