Автор рассказа: Леонид Арефьев (рассказ представлен на «Конкурс рассказов о походах 2019»)

До Астрахани я не дошел. Как, собственно, и до Волгограда. Из 14 дней было 5 дней простоя по погодным условиям и 9 ходовых дней. Сошел с маршрута в поселке Горный Балыклей за 80км до Волгограда. Пройдено 275км.

Ошибки планирования:

— Расчет на течение Волги не оправдался полностью.
— Выбор лодки был ошибкой.
— Не учел 30% времени на форс-мажор.

Идея появилась полтора года назад и медленно варилась до готовности. По мере приближения даты, оценив риски, я решил сделать регистрацию маршрута в МЧС. Вода это всегда риск, одиночный маршрут это ещё дополнительные риски. МЧС немного с удивлением меня встретило, но пройдя немного несложных формальностей, маршрут согласовали. В день старта мне отзвонились самые разные районные МЧС из трех областей, по которым пролегал маршрут.

План был 40-50 км в день и так две с половиной недели до Астрахани. В день старта я уже понял, что мои фантазии про 50 км на надувной байдарке с плоским, мягким дном, останутся фантазиями. Управляемость лодки плохая, нужно привыкать. Гидродинамика тоже на нуле. Выше 3 км/ч на ней двигаться нужно с усилием. А как раз усилий и не хватало. Руки болели три первых дня, ладони и пальцы опухли. Потом видимо смирились и только ныли, чтоб я перестал издеваться. В день больше 30 км пройти стало почти невозможно.

Если в первые 3 дня ещё была надежда на то, что разгонюсь, то после 3-го дня надежда меня покинула, а чтобы не расслаблялся ещё и 2-х клещей подкинула на руку и ногу. От энцефалита я привился специально к сплаву, но боррелиоз ещё представлял опасность. Отзвонился в МЧС, и мне в течение 5 минут нашли рабочий номер телефона фельдшера в деревушке за 2 км от меня. Показал клещей, и врач сказала, чтоб я забил. Чтобы заразиться Боррелиозом клещ должен 3 дня просидеть и кровь назад отрыгнуть — если клещ носитель. Выкручивал я их руками, ибо те методы с ниткой, что показывают в видосах, не работают, когда у тебя руки трясутся от злости. Второго клеща решил предварительно травануть йодом, чтоб он почувствовал всю мою ненависть. Лапками он задергал, ублюдок, значит почувствовал.
В общем, после осмотра, отпустили дальше плыть. На следующий день нашёл ещё одного, который полз и искал место. Поймал и брызнул ему в рожу средством от клещей. Этот дурак откашлялся и дальше пополз. Видимо, врут и те видосы, где показывают как они дохнут через минуту от этих спреев. Не сушите вещи ночью на улице в траве, чтобы так не дергаться.

День клещей преподнес ещё один сюрприз, после которого я попрощался с Астраханью окончательно. Из-за задержек с осмотром врача реально плыть я начал в 10 часов вместо плановых 6-ти утра. Особенность местности была такова, что 7 км шли одни камыши полосой 20-30 метров и высотой с двухэтажный дом. Водоросли не с крупными листьями, а мелкие, как хвоя, ковром застилали следующие 40 м после камышей. Из-за трения и застревающего весла было очень медленно и сложно грести. Можно было конечно уплыть за границу водорослей и спокойно двигаться за ними. Но поднялся сильный встречный ветер и волны, и как только я выходил за границу — меня начинало мотать. Водоросли были неким фильтром мелких волн. Я весь день пробирался сквозь них до поселка Золотое. И суммарно прошел только 10 км. По ходу движения я постоянно искал место где причалить к берегу. И нашел только один просвет между камышей в 5 метров шириной. Там я постоял пару часов и сожрал тушняка банку. В один из моментов у меня было желание в МЧС позвонить, но оценив, что реальной опасности жизни нет, просто вляпался неудачно в непростые условия — это секундное желание поборол. Сам выбрал такой путь.

Дальше было тоже непросто и к этому пропавшему дню добавилось ещё 2. Утром вышел из Золотого, вроде все нормально. Небольшой встречный ветерок. Прошел 10 км, но к 10-ти часам ветер разошелся так, что просто перестав грести, меня сильно сносило назад и к берегу. В один из порывов ветра я решил что хватит. Слово «хватит», которое рисовали на асфальте в одной песне, было очень похоже на мое выражение лица в тот момент. И встал где получилось под обрывом. Одним глазом следил за волнами, а вторым за тем, чтобы с обрыва ко мне ничего не прилетело. Стоял я так в воде часа 3-4. Потом я прошёлся вперёд по берегу и заметил небольшой заливчик. Решил снять рюкзаки и перетаскать туда вещи и лодку. МЧС меня прогнозом погоды не обрадовали и рекомендовали оставаться на месте и следующий день. Рядом стояли рыбаки и ждали открытия сезона ловли. Стрельнул у них воды 2 литра и ушел. С водой получилась злая шутка. Сколько раз я клялся не верить никому, что воду можно пить. Но прокололся и 2 дня меня несло так неслабо.

Про воду вообще отдельная история. Так как я плыл по пресноводной реке, то делать запасы на время сплава было глупо. Решил использовать бытовой фильтр воды и кипятить волжскую воду. Этот эксперимент прошел очень удачно в первый же день сплава. Но я при возможности пополнял запасы из колодцев и родников. Но после отравления рыбацкой водой всегда добавлял пару капель йода на 5 литров. На стоянке я понял откуда берется школьный мел, это просто камень из этих скал, вырезанный параллелепипедом.

Через день утром я выплыл. Село Золотое находится в 30 км от границы Волгоградской области. Шла уже неделя сплава и мне было делом принципа пересечь эту границу. Проплыл утес Степана Разина. Собственно ничего особенного в нем, по сравнению с дальнейшим маршрутом я не увидел. Просто налажен подъезд отдыхающих к этой скале. Места там довольно труднодоступны с суши. Я формально пересёк границу по заливу где один берег это Саратовская область, а другой — Волгоградская. Заночевал на волгоградской стороне. В палатке организовал санитарную зону. Ни одной вещи в которой я был в течении дня я туда не брал. Перед сном и просыпаясь делал осмотр себя на предмет мерзких насекомых. Больше о клещах я не вспоминал.

Дальше до города Камышин идут очень красивые места. Людей мало, живности много. Среди этой живности были и гадюки. Так много я их не видел никогда. Да и видел я только ужей. Они сидели на берегу, плавали, заплывали пару раз под лодку, вытаскивали на берег мелких рыбок. Не то чтоб их было тьма, но 10-15 штук в день я видел. Где-то до Камышина случился забавный инцидент. Я вытаскивал лодку на берег, чтобы передохну́ть. В полутора метрах, оказалось, тоже отдыхала такая немаленькая гадюка. Увидев меня, она резко возбудилась на пол метра и издала слабый шипящий звук. Я замер, оценил по достоинству ее размеры и сделал пол шага назад. После чего ее возбуждение начало спадать, и она гордо уползла от меня. Я взял за правило не ставить палатку в местах, где есть крупные камни. И выходить на берег только там, где либо песок, либо мелкая галька. Видел я раз, как гадюка от меня спряталась под камень под водой у берега. Наступил бы туда — было бы не очень радостно.

Места там практически заповедные. Много разных видов птиц. Соколы, орлы, цапли, бакланы, ласточки, вороны, голуби, утки и какие-то красивые птицы сине-красного цвета с мерзким голосом. Лебедей в естественной среде обитания видел впервые. Фотографировать много не удавалось, близко они к себе не подпускали. Да и сил/времени маловато было.

Много мест, где виды практически как на море. Другого берега не видно, а вокруг одни скалы. Скалы сыпучие, но на них отчётливо видны годовые кольца как на дереве. Может быть и не годовые, а эпохами. Встречались причудливые камни, которые вода сточила до каркаса, похожего на кораллы. Помнится нам говорили, что на месте Волги когда-то было море. Я охотно верю в это. Даже наткнулся на окаменелость рыбы в меловом камне. Пространства для работы археологов там просто неизмеримо много. И очень многое видно только с воды.

Пока я плыл, открыли рыболовный сезон. Рыбаки появились всюду в первый же день, сидели рядом с судовым ходом через каждые 100-200 метров. В день открытия сезона меня пару раз подкормили и бухать звали. Леха и Вова из Камышина просили их упомянуть, если писать что-то буду. Сало мне подкинули и поржали над лодкой. Две семьи из Орла и Мурманска пловом откормили. Плыть стало оживленней. Все спрашивали что я поймал. Услышав ответ, что я турист, видимо думали, что мне делать вообще нечего. Но желали удачи.До Камышина у меня получился ещё день задержки. Выплыл я рано утром в небольшой дождь. «Снизу вода и сверху вода — да какая разница… И так весь мокрый постоянно». Но дождь усилился и стал стеной лить. Утром ещё довольно холодно, плюс ветер в спину. Через час я вышел на берег, трясясь от холода. Начал быстро отпиваться горячим чаем, но не помогало особо. И тут я вспомнил, что везде с собой ношу спас-одеяло. Обмотался им поверх мокрой куртки, надел жилет сверху. Стало теплее и ветер уже не пробивал насквозь. Продолжать плыть было опасно по причине возможной сильной простуды. Я нашел ближайший заливчик и доплыл до него. Сразу закинулся таблетками от простуды, поставил палатку и отрубился на 4 часа. Проснувшись, понял, что с простудой меня пронесло. Состояние среднее, но решил завтра утром все решить окончательно.

Проснулся в 7 с отключенным будильником. Не спеша собрался и поплыл. Возможно, впервые за все время погода была отличная. Ветра не было или очень слабый попутный. Вода гладкая как стекло и прозрачная. Я не торопился, кайфовал, но за меньшее время прошел свою норму в 30 км. Этой лодке даже мелкие волны создают проблемы в виде лёгкого притормаживания и даже попутные. Следующий день прошел как обычно с переменным ветром и без особых проблем.

Но позже один день меня подкосил. Начиналось все лёгким встречным ветром и к 10-ти он усилился так, что я встал за 10 км до Горного Балыклея. Это был уже 5-й день простоя и вторая неделя пути. Мое желание успеть до Волгограда до вторника с учётом прогноза погоды как-то угасло. Помучившись в сомнениях, решил, что пора сходить с маршрута. Сил осталось мало, питание было не идеальное. Не убиваться же я туда приехал в конце концов. На следующий день доплыл 10-км до поселка. Опять поднялся сильный встречный ветер, так что я убедился, что сойти решил не зря. Дальше договорился с рыбаками, чтобы подвезли до трассы, и через 4 часа был дома. Вот такое путешествие получилось.

Ошибки планирования:

— Расчет на течение Волги не оправдался полностью.
— Выбор лодки был ошибкой.
— Не учел 30% времени на форс-мажор.