Забегая вперёд, можно сказать, что с погодой нам дико повезло! Несколько дней до поездки мы все на Севере играли в лето, стояла жаркая солнечная погода, именно под ярким солнышком мы и встретились в назначенное время на вокзале города Мурманск. Но когда мы поехали в сторону полуостровов, набежали облака, и погода стала просто идеальной для активного путешествия!

Двигались мы на северо-запад по одной из самых красивых дорог мира, восхищаясь открывающимися видами, и вскоре прошли пограничный пункт. После основательной заправки пирожками (пока наши профессиональные водители готовили колёса машин к дорогам, где нет асфальта) мы отправились дальше.

Первая остановка на водопадах оказалась волшебной! Шумно бежала река, и мы вышли четко к месту, где находился первый водопад и каменные руины здания. Скрыть восторг было сложно, но то, что ждало впереди превзошло все ожидания! Каменный каньон то сужался, то расширялся, и по пути мы прошли над грохочущим потоком в узком каменном жерле, каменной огромной чашей, где вода бурлила и рвалась дальше, и снова с рёвом втискивалась в каменные протоки. Многоступенчатый водопад предстал во всей красе!

Волшебство этого места изменило даже лица путешественников! Предвкушение поездки, ощущение новизны, первые знакомства и смех — всё отошло на второй план! Восхищение первозданной природой, её силой и красотой — как будто потоки воды подхватили все привезённые с собой городские заботы, прокатили по каньону, разбили вдребезги о камни и унесли далеко-далеко!

Но пора было двигаться дальше. Сегодня нас ждал долгий переезд, чтобы по плану встать недалеко от Киипери Укко и Киипери Акка — двух каменных останцев на полуострове Средний. По пути, конечно, делали остановки, чтобы прогуляться в самых красивых местах: сделали фотографии на «смотровой» реки Титовка, отдали дань Пьяному Ручью, узнав историю этого места (и это не совсем то, что вы подумали! =) , встретили туман на смотровой над бухтой, постарались разглядеть Норвегию с берега моря, заехали и на заброшенные военные орудия, прошлись по подземельям.

Уже вечером прибыли мы на любимую поляну недалеко от останцев, на берег Рыжих Камней, и сразу же приступили к приготовлению ужина. Традиционная «полуночная уха» получилась что надо, и все отдали ей должное, не забывая и про другие вкусности. А тем временем на поляну заявилась наглая лиса, которая совершенно не стесняясь бродила рядом, выпрашивая что-то и для себя. Определенно она стала звездой фотосъёмки! Но стало понятно, что наглости рыжей нет предела, когда она еще и свою подругу привела! =) Впрочем, ни одна колбаса не пострадала от лисьей охоты, в шатёр с продуктами и спящим инструктором лисы зайти не рискнули =)

Утро встретило нас тёплой погодой, солнце сменялось облаками, и мы не переставали радоваться такому везению! После прогулки у останцев наш путь продолжился дальше, вдоль побережья полуострова Средний. И вот уже следующая важная остановка! С удивлением смотрели путешественники на одичавшую пшеницу, в обилии колосившуюся на морском берегу. В 19м веке это было поселение Пумманки. Но ничего не осталось, кроме красивой и не по-северному крупной пшеницы…

Но примечательно это место другим: именно тут можно прикоснуться руками к началу мироздания! А именно к строматолитам — это древнейшие окаменелые образования. Строматолиты появились около 3,48 миллиарда лет назад и на протяжении примерно 3 миллиардов лет доминировали на планете. Возможно, это были единственные живые существа на Земле в тот период времени. Именно строматолиты, согласно общепринятой теории, внесли свой вклад в так называемое Великое событие оксигенации, в результате которого состав атмосферы нашей планеты кардинально изменился и оказался насыщен кислородом.

Вскоре мы уже въезжали на полуостров Рыбачий, и впереди виднелась локация, которую все ждали едва ли не больше мыса Немецкого! Мы въехали на Кийскую литораль, и все смогли сразу убедиться, что шутка про курорты Баренцева моря — вовсе и не шутка! Устоявшаяся было облачность как по взмаху руки уступила место яркому солнцу, и все желающие устроили морские купания! А после перекуса на морском берегу мы отправились дальше, как раз к одной из ключевых точек путешествия, к мысу Немецкому!

Самая северная континентальная точка Европейской части России достигнута! Не каждый путешественник может похвастаться такой «галочкой» в своей биографии!

Вайда-губа очень красива, мы сходили в здание старого маяка и полюбовались на новый, посетили и древний колодец викингов, забрались на выброшенный на мель корабль, в общем все пункты по этой локации закрыли! =)

А после, со спокойной душой, поехали в одну из самых удивительных точек полуострова Рыбачий — на мыс Кеккурский. Там мы провели много времени, любуясь на красивый каменный берег с высоты (причем с каждой смотровой точки открывался новый вид), погуляли и у моря. Там же повстречали ещё одного наглого лиса-подростка.

Время пролетело незаметно, пора было уже двигаться на место ночёвки. Нас ждала уютная поляна в губе Скорбеевской близ реки, где несколько небольших водопадов находились в непосредственной близости от стоянки. Сегодня за ужином мы вспомнили, что мы всёж туристы, хоть и передвигаемся на автомобилях, и отдали должное самому туристическому блюду — макаронам с тушенкой =) Ветер к этому времени усилился, но у нас был уютный шатёр, где и состоялась и готовка, и ужин. Настало время ложиться спать, хотя самые неугомонные ещё вовсю бродили по огромному пляжу губы и бегали вдоль реки на водопады…

Утро началось с облачного серого неба и периодически набегающего тумана. Но мы всё равно после завтрака отправились наверх, на мыс Большой Скорбеевский высотой почти в 150 метров! Туман был довольно плотным, но периодически его разносило и мы видели причудливую береговую линию и синее море!

Дорога вела нас прочь от берега, вглубь полуострова Рыбачий. После недолгого переезда мы прибыли в заброшенный Скорбеевский гарнизон. Воцарившаяся «мрачная» погода чётко соответствовала атмосфере места, и мы отправились к заброшенным домам. Всё ещё крепкие, построенные на долгие годы, дома встречали нас пустыми глазницами окон и открытыми дверными проёмами. В одном из домов есть отличный выход на крышу, и туда мы естественно тут же отправились. Дом расположен чуть выше других, и это была идеальная точка для осмотра окрестностей.

Небольшой гарнизон окружала бескрайняя тундра, а из-за сопок, преследуя нас, надвигался туман. Находясь на крыше мы видели, как он переваливается через сопки и двигается вниз по склону, пробегая мимо нас и заполняя пространство. Лучшей погоды для посещения гарнизона нельзя и придумать, природа умеет создать самый лучшие «декорации»!

Постепенно туман ушёл и облака снова разбежались. Солнечная погода вернулась. А мы ехали по дорогам полуострова Рыбачий к перешейку между ним и Средним. По пути конечно устроили перекус на берегу моря, посетили «камень желаний».

Полуостров Средний встретил нас небольшим дождиком, но стоило доехать до Литературной Землянки, как дождь стих. Это была одна из самых исторически значимых локаций, именно тут когда-то была создана песня «Прощайте, скалистые горы!».

Стоило отъехать, и снова начался дождь. Он барабанил по машинам, настраивая всех на сонный лад. Но не тут-то было! Почти на подъезде к нашей стоянке, стоило показаться старому деревянному кораблю времён Второй Мировой, как сон рукой сняло, и дождь прекратился! Все желающие посетили корабль.

Но впереди уже ждала наша гостеприимная поляна. Как только мы поставили лагерь, снова начался дождь — но это уже никого не волновало! =) Энтузиасты в сапогах и дождевиках гуляли, дежурные помогали готовить ужин и постепенно присоединялись к прогулкам.
Суп-похлёбка с олениной был съеден почти полностью, осталось лишь пара порций для любителей завтракать супом, было выпито много чая и съедено немало бутербродов и сладостей — к концу похода наконец-то аппетит у всех повысился, и мы доели даже кексы, оставшиеся с первого вечера =)

Последний вечер на полуостровах хотелось продлить, но пора было и поспать, насыщенная программа ждала нас и завтра!

Утро периодически включало незаметный дождик, который по традиции усилился, стоило нам собрать лагерь. Зато стайка дельфинов решила напоследок почтить нас своим присутствием!
Впереди нас ждала ещё одна локация, история которой известна многим. Это хребет Муста Тунтури, один из самых страшных «котлов» Второй Мировой войны. Стоило выйти из машины, дождь прекратился. Мы совершили подъем на хребет, осмотрели укрепления и подземелья советских и немецких солдат, а прямо под ногами хрустели бесконечные гильзы, которым лежать там ещё очень долго…. Посетили мы и видовые точки, много разговоров было о военной истории в этом месте, да и странно было бы обратное.

А после спуска мы зашли в музей историка и краеведа Юрия — энтузиаста, создавшего когда-то этот музей своими руками. Юрий радушно нас принял, и со свойственной ему экспрессией поделился некоторой исторической информацией, показал старые фотографии, рассказал многое про Муста Тунтури.

Обратная дорога пролетела быстрее, чем путь туда. Вскоре мы уже расположились на берегу реки на перекус, наблюдая неспешное течение и наслаждаясь природой.

Незаметно мы достигли асфальта, о существовании которого давно успели позабыть. После первого переезда мы высадились из машин, чтобы посетить Долину Славы. И вновь погранпункт, кафе с вкуснейшими пирожками, впереди Мурманск! Но по пути еще заглянули в Абрам-мыс, микрорайон (ранее посёлок), расположенный на другом берегу Кольского Залива. Оттуда, со смотровой площадки мемориала, открывается невероятный вид на морской вокзал, атомоход Ленин, разноцветные дома, взбегающие вверх, Алёшу — памятник советскому солдату… Столица Арктики лежала перед нами, как на ладони.

После проезда по знаменитому мосту через Залив мы въехали в Мурманск. Нас уже ждали в уютном хостеле, где все бросили рюкзаки и тут же отдали должное благу цивилизации в виде душа. И уже через полтора часа мы все собрались в ресторанчике, где традиционно завершаем наши путешествия. Правда на следующий день нас ждала небольшая прогулка по достопримечательностям Мурманска, но так или иначе, активная программа завершена, можно и расслабиться и даже немного объесться =)

С утра, сразу после завтрака, мы отправились на прогулку. Первой знаковой точкой стал мемориал Стойкости и Мужества мурманчан времен Второй Мировой войны. Прогулка по городу у нас уже получилась, так что настало время снова вернуться к природе, и к Алёше мы пошли не обычной дорогой, а по тропкам через сопку. По пути открывали отличные виды на Семёновское озеро. А ещё раньше, кстати, не дождавшись момента когда мы придём к памятнику, все узнали настоящую историю Семёна, котика-путешественника =)

Тропка привела нас прямо на смотровую площадку над Кольским Заливом, вечному огню и Алёше. Высота Алёши поразила многих, хотя это известный памятник, многократно встречающийся на фотографиях. А вот про прообраз знали не все, у Алёши есть он в реальной жизни!

Спуск по подъездной дороге привёл нас на другой край Семёновского озера, где мы покормили птиц, посетили памятник котику Семёну, и внезапно и незапланированно — парк аттракционов! После катаний на карусели и колесе обозрения программа-максимум была объявлена выполненной, и завершили прогулку мы в отличном кафе на озере.

Путешествие получилось отличным! Погода нам благоволила, даже удивительно насколько! Огромная благодарность всем участникам за заинтересованность, вовлеченность, участие в жизни и быте группы, за отличную компанию и тёплые слова! Отдельное ОГРОМНОЕ СПАСИБО нашим дорожным капитанам, Дмитрию и Александру, без которых не было бы этого путешествия. Спасибо за профессионализм, доброту и полноправное участие во всех сферах нашего внедорожного тура!

До скорых встреч на дорогах и тропах Русского Севера!

(с) Ника, инструктор турклуба City Escape

🌲Автор фото: Елена Георгиевская

До скорых встреч на дорогах и тропах Русского Севера!