Вот и закончился наш поход. Позади остались километры горных дорог, а для нас теперь и поезд Барнаул — Москва. Никогда бы не подумал, что два с половиной дня в поезде могут пролететь так незаметно! А все благодаря отличной компании и нескончаемым запасам провизии, поэтому времени на скуку у нас просто не оставалось! Ехали, вспоминали прошедший поход, делились впечатлениями, писали отчеты…

Думаю, стоит начать с того, как нам невероятно повезло с погодой: большую часть дней стояла идеально-ясная погода, порой даже слишком жаркая. Все дожди проливались на нас либо ночью, либо рано утром, так что практически не создавали препятствий на маршруте.

Пожалуй, не стану рассказывать о наших каждодневных приключениях, просто перечислю то, что особенно впечатлило.

Общая встреча альпинистов и группы треккинга по приезде в Барнаул прошла быстро и бурно: молниеносно были загружены десятки мешков с провизией и рюкзаки участников, сделано общее фото и все расселись по своим автобусам. Дорога для нашей группы заняла значительно меньше времени, чем планировалось — порядка 10 часов, вместо 14, что не могло не обрадовать.

По хорошей асфальтовой дороге автобус ехал очень быстро и легко, настоящие испытания начались, когда мы свернули на проселочную дорогу в Тюнгур. Тут уже невозможно было ни спать, ни спокойно сидеть — на кочках автобус подбрасывало из стороны в сторону.

Поэтому было невероятным облегчением наконец-то оказаться в Тюнгуре перед огромным вантовым мостом через р. Катунь. Для того, чтобы его пересечь, пришлось выйти из автобуса и пройтись пешком, что мы и сделали с огромным удовольствием. За мостом мы снова уселись в автобус и быстро доехали до базы отдыха Тюнгур.

Поскольку мы приехали значительно раньше назначенного времени, то пришлось немного подождать, пока для нашего заселения подготовят аилы — национальные алтайские дома. Позавтракав и закинув вещи в «номера» мы разбрелись по территории базы: кто в поисках бани, кто поплескаться на берег Катуни, кто просто залег в тенечке отдыхать после бессонной ночи.

После обеда мы отправились в прогулку на ближайшую гору Верблюд, чтобы размяться перед предстоящим ходовым днем. У моста мы встретили альпинистов, которые наконец добрались до Тюнгура и выгружались из автобуса.

Прогулка вышла потрясающей : отличная погода и виды с вершинки задали позитивный настрой на будущее, а запасов чабреца, который мы собрали на склонах хватило на несколько дней. Вечером мы поужинали в специальном аиле, в центре которого был устроен очаг, попели песни под гитару и поиграли в ЧГК – участница Маша оказалась настоящим профессионалом этого дела.

Следующий день должен был стать самым длительным ходовым днем за поход — предстояло пройти 16 км по конным тропам вдоль берега р. Кучерла, которая вытекает из одноименного озера. Дорога была несложной, но длинной — конная тропа петляла в тенистом лесу, то поднимаясь над береговыми прижимами, то опускаясь к самой реке.

В первый же день нас поразило обилие жимолости, заросли которой преследовали нашу группу весь поход. Она росла повсеместно, и было крайне сложно отказать себе, в том, чтобы не сорвать на привале этих привлекательных ягод. Но стоило их съесть, как сразу становилось ясно, что они имеют не так много общего с привычной ягодой — сильная горечь мешала насладиться ее вкусом.

Хотя многих это не останавливало и они с удовольствием обрывали эти ягоды в течении всего похода.

На ночевку мы встали на берегу бурной реки. Сил у всех оставалось уже немного, начинал накрапывать дождь, поэтому все занялись поиском мест под палатки, а дежурные — приготовлением ужина. Поужинав и выпив чаю, мы довольно быстро разошлись по палаткам, поскольку было уже темно и хотелось хорошенько отдохнуть перед следующим днем, в который нам предстояло пройти в два раза меньшее расстояние, но по более пересеченному рельефу.

Всю ночь шел дождь, утро было серым и обещало более прохладный и комфортный переход. Однако, из-за того, что тропы стали грязными и топкими, а корни опасно скользкими, дорога далась не легче, чем в предыдущий день. Сказывалась усталость первого дня. К обеду распогодилось, ярко засветило солнце, а густой суп придал нам сил, так что к вечеру мы добрались до Кучерлинского озера, преодолев финальный набор высоты и оказавшись перед потрясающим видом на широкую водную гладь, уходящую вдаль. Вся эта красота подсвечивалась заходящим солнцем, поэтому мы устроили целую фотосессию на фоне озера и лишь после большого привала спустились к озеру.

Большинство уютных полянок для стоянок оказались уже заняты, поэтому, побродив по берегу, мы встали лагерем на центральной поляне рядом с другими группами. Удалось насобирать дров, поэтому ужин прошел у дымного костерка, который согревал нас в наступающих сумерках. Ночь выдалась довольно прохладной, но никто не замерз, так как спальники брали с запасом на более холодную температуру на большей высоте.

Сегодня мы отправились в прогулку вдоль берега озера и тем, кто не остался отдыхать в лагере она очень запомнилась. В мягком свете восходящего солнца в ровной глади озера отражались склоны гор, и это было потрясающе. Берег порос пихтами, увешанными, как лианами лишайниками, прибрежные камни были покрыты сочным мхом, дорогу иногда пересекали каменные осыпи.

Шли мы неспешно, поскольку постоянно останавливались, чтобы запечатлеть эту красоту. Немного не дойдя до разлива реки Йолдо-Айры, мы решили остановиться на обед на живописном берегу озера. Очень запомнились невероятно большие кусты черной смородины, которые распространяли дурманящий аромат по всей в тропе. Ее листья мы потом постоянно собирали и добавляли в чай.

Искупавшись и позагорав, мы отправились в обратный путь и довольно быстро добрались до лагеря. Остаток дня мы предавались отдыху и кулинарным изыскам: Света наловила хариусов в Верхнем Кучерлинском озере, а ребята купили лепешек и сварили потрясающий рыбный бульон. Были пожарены и добавлены в ужин и собранные внимательными участниками грибы. Желающие попарились в баньке, а мы предпочли не нарушать походный быт и искупались в озере. Сегодня остались силы и время, чтобы попеть песни под гитару, а разошлись мы под песню кино в исполнении Андрея «Всем кто ложится спать, спокойного сна». Наутро был назначен ранний подъем, так как предстояло подняться до кедровых стоянок, поэтому мы застали невероятно красивый утренний туман над озером.

День выдался непростой, но после отдыха все были полны сил и на стоянку мы пришли к обеду. Погода была солнечной, рядом шумела река, открывались виды на долину Кучерлы, по которой мы поднимались к озеру, а с другой стороны — на вершины хребта, который нам предстояло преодолеть завтра. Остаток дня прошел за любованием окружающими кедрами, склонами гор, отдыхом и песнями под гитару. Решили выйти пораньше утром, чтобы подойти к перевалу по нежаркой погоде, поскольку лес заканчивался и спасения от жары не ожидалось.

Утром нас подгонял гром и начинающийся дождь. Повезло, что благодаря раннему подъему успели собрать лагерь до его начала. Решили, что раз уж пережили подъем в 5 утра, то сможем пережить и небольшой дождь, поэтому не стали останавливаться пережидать и сделали привал лишь тогда, когда дождь уже закончился. В течении дня погода была пасмурной, временами грозил пойти дождь, но так и не начался. Зато мы очень бодро взошли на перевал по прохладе, и многим этот день показался значительно более легким, чем первые два.

С перевала открывался потрясающий вид на горы, лежащие по другую сторону: разноцветные «Драконовы горы», массив Белухи и кусочек Аккемского озера. Здесь мы задержались на обед, фотографировались на фоне гор и, отдохнув, начали спуск к озеру. Выглянуло солнце, осветившее склоны гор. По дороге мы покатались с небольшого снежника, поиграли в снежки и сделали фотографии из серии «как я перезимовал лето».

Место для стоянки мы нашли не сразу, так как на поляне МЧС уже стояло несколько групп и, чтобы не тесниться, мы прошли до начала озера и заняли просторную поляну. Начался сильный дождь, поэтому мы растянули тент на треккинговых палках и поужинали в тесном, но уютном кругу под его защитой.

Нам предстояло провести здесь еще 4 дня в радиальных прогулках по окрестным достопримечательностям: озеру горных духов, долины 7 озер, камню Рериха и началу ледника Аккем. Каждый выбрал прогулки себе по душе, а самые активные посетили все эти места. Погода благоволила нам, так что почти все дни светило солнце и лишь в долину 7 озер мы поднимались по пасмурной погоде.

На второй день к вечеру спустились восходители, которых мы встречали сладким чаем и кофе. После тяжелого дня штурма, а потом еще и дня спуска без отдыха, все пришедшие были уставшими, но счастливыми — почти всем удалось подняться на вершину. Вскоре наша поляна стала пестрой от оранжевых палаток альпинистов, воздух наполнился ощущением праздника и разговорами о пережитых трудностях.

На следующий день решили пойти все вместе в долину 7 озер. Огромная совместная группа из почти трех групп поднималась длинной вереницей по склону — целая армия туристов выглядела очень внушительно. Утром на лагерь наползло облако, однако казалось, что стоит немного подняться, и мы окажемся над ним. Но мы поднимались все выше, а видимость не улучшалась. Лишь через несколько часов нижние слои облаков раздуло и стали видны окружающие долину скалы. Солнце периодически пыталось прорваться сквозь облака, но так и не смогло закрепиться не небосклоне, поэтому не удалось в полной мере увидеть красоту озер. Зато теперь есть повод вернуться сюда снова. Пока обедали на озерах, стали свидетелями вертолетной экскурсии – «робинсон» приземлился прямо у верхних озер.

На следующий день самые стойкие сходили к истоку Аккема – ледяной пещере на краю ледника. Дорога пролегала по знакомой тропинке до часовни Архангела Михаила, а затем терялась на каменистой осыпи, оставленной отступающим ледником. Мощь ледника впечатляла – сотни тонн льда непрерывно таяли и давали начало бурно горной реке. Сверху ледник был покрыт слоем камней, которые периодически с грохотом падали с ледового обрыва. Иногда целые пласты льда отрывались от ледника и, поднимая фонтан брызг, обрушивались в бурлящий водный поток. Ото льда веяло холодом, поэтому немного перекусив и сделав фото на память, мы отправились в обратный путь. По дороге мы сообщили в лагерь, что скоро спустимся, поэтому к нашему приходу обед был уже готов. Однако сегодня наш день на этом не заканчивался. Было принято решение разбить день спуска на 2, поэтому сегодня мы должны были спустить ниже базы «Высотник» и остановиться на ночлег на поляне, неподалеку от водопада Текелю. Поэтому, пообедав после радиального выхода, мы быстро собрали лагерь и приступили к спуску. Шли долго. Группы восходителей уже поставили лагерь к нашему приходу, а мы в сумерках разложили свои палатки на свободных пятачках. Нас встречали чаем, компотом из жимолости и всяческой помощью – мы как будто сами только что спустились с вершины и почувствовали, как это важно и приятно – дружеская поддержка. К слову о поддержке: огромное спасибо Юле, которая стала практически бессменным дежурным и постоянно помогала нам на кухне.

Наутро мы встали раньше всех, чтобы успеть к назначенному сроку в 13.30 погрузиться в грузовики и помчаться в Тюнгур, навстречу цивилизации. Путь был непрост – дорогу нам преграждали заросли смородины, малины. Живописные поляны так и манили задержаться подольше, но времени было в обрез. К тому же обе группы восходителей уже обогнали нас и ждали на месте. Тропа то поднималась вверх, то опускалась вниз, и казалось, что конца этому не будет. Но, внезапно хвойный лес сменился кустами и березовой порослью, и вот мы уже стоим на поляне «3 березы». Там уже загружены два Газ-66, все в предвкушении бани, поэтому мы спешно запрыгиваем в кузов и начинается дорога домой. Грузовик кидает из стороны в стороны, пыль столбом, мы то сползаем к заднему борту, то напираем на тех, кто сидит спереди. Крутые подъемы сменяются не менее крутыми спусками, водитель с жутким треском переключает передачи и кажется, что мы вот-вот застрянем в очередной огромной луже, но грузовики упрямо ползут вперед, кажется, для них нет ничего невозможного. Наконец, мы преодолеваем перевал, и перед нами открывается потрясающий вид на долину, где-то внизу виднеется Тюнгур. Вниз уже проще, удается даже сорвать с проносящихся мимо кустов горсть смородины. Вскоре мы уже выгружали пыльные рюкзаки, ставили в последний раз палатки и готовили обед из сублиматов. Впереди была жаркая баня, горячий праздничный ужин в кафе и поздравления восходителей с успехом.

На следующий день погода порадовала ярким солнцем, так что можно было просушить все снаряжение и искупаться напоследок в Катуни. В 13.30 мы погрузились в автобусы и направились в сторону Барнаула, впереди была долгая дорога, но в этот раз большая ее часть выпала на дневное время и прошла легче, чем дорога сюда. По прибытии в ночной Барнаул мы прощаемся с ребятами-туристами, и все разбредается кто куда: в хостел, аэропорт, вокзал…

Напоследок хочется вспомнить некоторые моменты, которые были особенно яркими и запомнились: огромный вантовый мост в Тюнгуре, стеленный качающимися деревянными досками, заросли терпкой жимолости, снующие туда-сюда груженые лошади, мутновато-голубые воды Кучерлы и сочный мох по ее берегам, могучие пихты, вид с высоты на Кучерлинское озеро в закатных лучах солнца, отражения гор на рассвете в гладкой поверхности озера, невероятно красивые и теплые кедровые стоянки, потрясающие виды с перевала Кара-Тюрек и на спуске с него, молочные воды Аккема, морды лошадей, заглядывающие в палатку в утреннем тумане, подъем к озеру Горных духов, снующие туда-сюда среди камней пищухи, прозрачная вода и берега из огромных каменных глыб, живописный вид на часовню Архангела Михаила на пути к леднику, ну, и конечно, грозная белая скально-снежная стена с вершиной Белухи, которая возвышается над всей долиной Аккема.

Алтай прекрасен, в этом путешествии нам удалось увидеть лишь небольшую его часть. Сколько еще прекрасных озер и быстрых рек осталось скрыто от наших глаз! Огромное спасибо всем участникам за веселую компанию, за юмор, такой разный – каждый внес свой колорит в походные будни. До встречи в новых походах 😉