В этой статье мы расскажем о том, как довести до ума обычные недорогие пластиковые сани, которые продаются в любом рыболовном магазине. С такими санями можно ходить в большинство лыжных походов по равнинной местности, но если вы соберетесь в горы, то лучше рассмотреть вариант мягких волокуш из плотной ПВХ.
В чем смысл саней-волокуш? Тянуть груз в санях по снегу намного проще, чем нести тот же вес в рюкзаке, особенно с учетом того, что в зимних походах груза бывает побольше, чем в летних. При этом, если сани хорошо настроены, а перепады высоты на маршруте не очень резкие, то вы практически не почувствуете веса груза в волокушах. Более того, в волокуши можно погрузить такие вещи, какие вы никогда бы не засунули себе в рюкзак. Например, неразборную печку для палатки или бензопилу. Помимо своего основного назначения, сани часто бывают полезны в лагере — дров подвезти, чистого снега для приготовления пищи и т.д. Также стоит принять во внимание, что при ходьбе на лыжах выделяется огромное количество тепла. Если на вас будет рюкзак, пусть даже и не очень большой — не вспотеть не получится. А потеть зимой в походе крайне нежелательно. В общем, если вы задумали обзавестись таким полезным в туристском хозяйстве предметом, как сани-волокуши, то наш опыт их использования и «тюнинга» наверняка будет полезен — об этом ниже.
Мы используем сани, которые производит компания «Крис групп» в подмосковном городе Яхрома. На сайте производителя они так и называются: «сани экспедиционные». Еще неплохо себя зарекомендовали сани фирмы «Арктика», но у них более низкий борт (в этом есть как плюсы, так и минусы). Нижеописанный вариант тюнинга подходит под любые пластиковые сани, в том числе и рыболовные.
С завода сани приходят с двумя штатными отверстиями в передней части — остается только привязать веревку и можно идти в поход. Собственно, мы так поначалу и делали. Репшнур 7 мм продели через отверстия, а получившуюся петлю с противоположной стороны пристегивали к поясу с помощью двух карабинов, или даже просто закидывали через плечо. Все это вполне рабочие варианты, но лучше сани немного доработать, чтобы в походе было удобнее.
Упаковка и крепление груза
Если просто положить снаряжение в сани, то в него обязательно попадет снег, а на крутом повороте или при перевороте саней что-то может запросто выпасть. Поэтому мы рекомендуем сшить простейший прямоугольный мешок и вставить в него пластиковую молнию. Пусть мешок в длину и ширину будет как сани, а в высоту сантиметров 50-60. В такой мешок можно будет упаковать что угодно, а затем застегнуть и положить в сани. Так снег не попадет в снаряжение и никакая мелочь не потеряется. Сам мешок фиксируем с помощью нехитрого приспособления из репшнура и багажной резинки с крючками (смотри фото ниже).
Можно использовать две багажные резинки по одной с каждой стороны — так фиксация груза будет максимально надежной. Отверстия в бортике саней сверлим обычным сверлом по дереву. Регулируя длину репшнура со схватывающим узлом, можно контролировать и натяжение резинки.
Груз упаковывать в волокуши нужно в определенном порядке: самые тяжелые предметы на дно, а что полегче сверху. При этом вещи лучше не просто напихать внутрь чехла, а расфасовать предварительно по мешкам — хорошо себя зарекомендовали плотные пластиковые мешки, как из-под сахара. Вверху у самой молнии стоит положить пуховку, термос, аптечку, перекус — вещи первой необходимости. Груз не должен возвышаться горой над волокушами — так они станут неустойчивыми и будут переворачиваться. Можно ориентироваться на ширину волокуш — высота груза не должна ее превышать.
На фото выше также можно заметить вспомогательную ручку в задней части саней. Выполнена она из водопроводной пластиковой трубы диаметром 20 мм и репшнура 7 мм, который продет в два отверстия в бортике саней, а внизу завязан стопорными узлами. По дороге до места начала похода груженые сани часто приходится носить на руках — с ручкой это делать намного удобнее. Вторая ручка расположена спереди — об этом ниже.
Упряжь
Через два штатных отверстия в передней части волокуш мы продели репшнур 7 мм, надев на него предварительно пластиковую водопроводную трубу диаметром 20 мм. Длина трубы равна расстоянию между отверстиями. С каждой стороны от трубы завязан узел проводник — в него встегивается собственно упряжь. Вся вышеописанная конструкция представляет собой еще одну ручку, за которую можно переносить сани. Жесткая ручка не дает упряжи запутаться и может быть полезна при преодолении различных препятствия на маршруте, вроде поваленных деревьев и т.д.
В проводники с помощью небольших стальных карабинов встегивается собственно упряжь, представляющая собой репшнур 7 мм длиной метров 6 и сложенный пополам (то есть финальная его длина составляет 3 метра), к концам которого узлом грейпвайн привязаны куски багажной резинки диаметром 6-7 мм и длиной сантиметров по 50. На концах каждой резинки завязан узел бочка, в который встегнут карабин. Резинки нужны для амортизации рывков и вашего комфорта на маршруте. Допустим, вы съехали с небольшой горки и сразу же поднялись на другую. Сани сначала сами катились под горку, и вы не чувствовали натяжение веревок, а затем остановились в ложбинке между двух горок. Вы по-прежнему не чувствуете натяжения упряжи и спокойно съезжаете со второй горки. Во время вашего спуска упряжь резко натягивается, следует рывок, и стоящие сани резко срываются с места. С непривычки такой рывок может выбить из равновесия, но даже если вы устоите на ногах — приятного все равно мало. Резинки компенсируют подобные рывки и делают их нечувствительными. Благодаря карабинам упряжь можно в любой момент отстегнуть и убрать внутрь саней — это удобно при транспортировке волокуш до точки начала похода.
С другой стороны упряжи конструкция предельно проста: два узла стремя и два карабина без муфты. Узлы быстро развязываются и в любой момент расстояние между вами и волокушами можно сократить или увеличить. Куда встегивать карабины? Есть два варианта: пояс или грудь. Продаются как специальные грудные человеческие шлейки-разгрузки, так и пояса с силовыми кольцами. По нашему опыту удобнее пристегивать волокуши к поясу, потому что если пристегнуть их к груди, то будет создан рычаг и, как следствие, бОльшая нагрузка.
Простейший пояс для крепления волокуш проще всего сделать из подручных средств: старой ненужной обвязки, пояса старого рюкзака (развернутого широкой стороной вперед), петли дэйзи-чейн, пояса для тяжелой атлетики, просто широкой стропы или ремня. Чем шире и плотнее будет пояс — тем удобнее будет тянуть с помощью него волокуши. По бокам на поясе нужно сделать две петли — точки крепления карабинов. Лучше их сразу продублировать, чтобы если в процессе похода одна оторвется — было куда сразу перестегнуть карабин. Петли можно пришить или приклепать — в зависимости от материала пояса.
На фото ниже доработанный пояс для тяжелой атлетики.
Всю вышеописанную конструкцию можно еще доработать жесткой сцепкой. Для этого нужно взять два отрезка водопроводной трубы длиной по 3 метра каждый и продеть сквозь них репшнур, который идет от саней к упряжи. При этом трубы должны идти от саней к вам крест-накрест. Амортизирующую резинку придется удалить. Благодаря жесткой сцепке контроль саней на поворотах будет максимальным, а на спусках они не будут пытаться вас догнать. Единственный минус жесткой сцепки — неудобство транспортировки (придется таскать еще и две длинные пластиковые трубы). Как выглядит жесткая сцепка видно на фото ниже.
В этой статье мы расскажем о том, как довести до ума обычные недорогие пластиковые сани, которые продаются в любом рыболовном магазине. С такими санями можно ходить в большинство лыжных походов по равнинной местности, но если вы соберетесь в горы, то лучше рассмотреть вариант мягких волокуш из плотной ПВХ.
В чем смысл саней-волокуш? Тянуть груз в санях по снегу намного проще, чем нести тот же вес в рюкзаке, особенно с учетом того, что в зимних походах груза бывает побольше, чем в летних. При этом, если сани хорошо настроены, а перепады высоты на маршруте не очень резкие, то вы практически не почувствуете веса груза в волокушах. Более того, в волокуши можно погрузить такие вещи, какие вы никогда бы не засунули себе в рюкзак. Например, неразборную печку для палатки или бензопилу. Помимо своего основного назначения, сани часто бывают полезны в лагере — дров подвезти, чистого снега для приготовления пищи и т.д. Также стоит принять во внимание, что при ходьбе на лыжах выделяется огромное количество тепла. Если на вас будет рюкзак, пусть даже и не очень большой — не вспотеть не получится. А потеть зимой в походе крайне нежелательно. В общем, если вы задумали обзавестись таким полезным в туристском хозяйстве предметом, как сани-волокуши, то наш опыт их использования и «тюнинга» наверняка будет полезен — об этом ниже.
Мы используем сани, которые производит компания «Крис групп» в подмосковном городе Яхрома. На сайте производителя они так и называются: «сани экспедиционные». Еще неплохо себя зарекомендовали сани фирмы «Арктика», но у них более низкий борт (в этом есть как плюсы, так и минусы). Нижеописанный вариант тюнинга подходит под любые пластиковые сани, в том числе и рыболовные.
С завода сани приходят с двумя штатными отверстиями в передней части — остается только привязать веревку и можно идти в поход. Собственно, мы так поначалу и делали. Репшнур 7 мм продели через отверстия, а получившуюся петлю с противоположной стороны пристегивали к поясу с помощью двух карабинов, или даже просто закидывали через плечо. Все это вполне рабочие варианты, но лучше сани немного доработать, чтобы в походе было удобнее.
Упаковка и крепление груза
Если просто положить снаряжение в сани, то в него обязательно попадет снег, а на крутом повороте или при перевороте саней что-то может запросто выпасть. Поэтому мы рекомендуем сшить простейший прямоугольный мешок и вставить в него пластиковую молнию. Пусть мешок в длину и ширину будет как сани, а в высоту сантиметров 50-60. В такой мешок можно будет упаковать что угодно, а затем застегнуть и положить в сани. Так снег не попадет в снаряжение и никакая мелочь не потеряется. Сам мешок фиксируем с помощью нехитрого приспособления из репшнура и багажной резинки с крючками (смотри фото ниже).
Можно использовать две багажные резинки по одной с каждой стороны — так фиксация груза будет максимально надежной. Отверстия в бортике саней сверлим обычным сверлом по дереву. Регулируя длину репшнура со схватывающим узлом, можно контролировать и натяжение резинки.
Груз упаковывать в волокуши нужно в определенном порядке: самые тяжелые предметы на дно, а что полегче сверху. При этом вещи лучше не просто напихать внутрь чехла, а расфасовать предварительно по мешкам — хорошо себя зарекомендовали плотные пластиковые мешки, как из-под сахара. Вверху у самой молнии стоит положить пуховку, термос, аптечку, перекус — вещи первой необходимости. Груз не должен возвышаться горой над волокушами — так они станут неустойчивыми и будут переворачиваться. Можно ориентироваться на ширину волокуш — высота груза не должна ее превышать.
На фото выше также можно заметить вспомогательную ручку в задней части саней. Выполнена она из водопроводной пластиковой трубы диаметром 20 мм и репшнура 7 мм, который продет в два отверстия в бортике саней, а внизу завязан стопорными узлами. По дороге до места начала похода груженые сани часто приходится носить на руках — с ручкой это делать намного удобнее. Вторая ручка расположена спереди — об этом ниже.
Упряжь
Через два штатных отверстия в передней части волокуш мы продели репшнур 7 мм, надев на него предварительно пластиковую водопроводную трубу диаметром 20 мм. Длина трубы равна расстоянию между отверстиями. С каждой стороны от трубы завязан узел проводник — в него встегивается собственно упряжь. Вся вышеописанная конструкция представляет собой еще одну ручку, за которую можно переносить сани. Жесткая ручка не дает упряжи запутаться и может быть полезна при преодолении различных препятствия на маршруте, вроде поваленных деревьев и т.д.
В проводники с помощью небольших стальных карабинов встегивается собственно упряжь, представляющая собой репшнур 7 мм длиной метров 6 и сложенный пополам (то есть финальная его длина составляет 3 метра), к концам которого узлом грейпвайн привязаны куски багажной резинки диаметром 6-7 мм и длиной сантиметров по 50. На концах каждой резинки завязан узел бочка, в который встегнут карабин. Резинки нужны для амортизации рывков и вашего комфорта на маршруте. Допустим, вы съехали с небольшой горки и сразу же поднялись на другую. Сани сначала сами катились под горку, и вы не чувствовали натяжение веревок, а затем остановились в ложбинке между двух горок. Вы по-прежнему не чувствуете натяжения упряжи и спокойно съезжаете со второй горки. Во время вашего спуска упряжь резко натягивается, следует рывок, и стоящие сани резко срываются с места. С непривычки такой рывок может выбить из равновесия, но даже если вы устоите на ногах — приятного все равно мало. Резинки компенсируют подобные рывки и делают их нечувствительными. Благодаря карабинам упряжь можно в любой момент отстегнуть и убрать внутрь саней — это удобно при транспортировке волокуш до точки начала похода.
С другой стороны упряжи конструкция предельно проста: два узла стремя и два карабина без муфты. Узлы быстро развязываются и в любой момент расстояние между вами и волокушами можно сократить или увеличить. Куда встегивать карабины? Есть два варианта: пояс или грудь. Продаются как специальные грудные человеческие шлейки-разгрузки, так и пояса с силовыми кольцами. По нашему опыту удобнее пристегивать волокуши к поясу, потому что если пристегнуть их к груди, то будет создан рычаг и, как следствие, бОльшая нагрузка.
Простейший пояс для крепления волокуш проще всего сделать из подручных средств: старой ненужной обвязки, пояса старого рюкзака (развернутого широкой стороной вперед), петли дэйзи-чейн, пояса для тяжелой атлетики, просто широкой стропы или ремня. Чем шире и плотнее будет пояс — тем удобнее будет тянуть с помощью него волокуши. По бокам на поясе нужно сделать две петли — точки крепления карабинов. Лучше их сразу продублировать, чтобы если в процессе похода одна оторвется — было куда сразу перестегнуть карабин. Петли можно пришить или приклепать — в зависимости от материала пояса.
На фото ниже доработанный пояс для тяжелой атлетики.
Всю вышеописанную конструкцию можно еще доработать жесткой сцепкой. Для этого нужно взять два отрезка водопроводной трубы длиной по 3 метра каждый и продеть сквозь них репшнур, который идет от саней к упряжи. При этом трубы должны идти от саней к вам крест-накрест. Амортизирующую резинку придется удалить. Благодаря жесткой сцепке контроль саней на поворотах будет максимальным, а на спусках они не будут пытаться вас догнать. Единственный минус жесткой сцепки — неудобство транспортировки (придется таскать еще и две длинные пластиковые трубы). Как выглядит жесткая сцепка видно на фото ниже.