Этот поход мы начали планировать в 2020 году — так далеко мы еще ни разу не строили свои походные планы. Кто-то говорит: “я не знаю что будет завтра, как я могу думать о путешествии через два года?”. Но мы думали и мечтали, а теперь я могу с уверенностью сказать, что мечты сбылись, а планы осуществились. Удивительно, но в группе (а нас было 20 человек!) за столь долгий срок произошли минимальные перестановки, то есть почти все, кто собрался в 2020-м, за два года не изменили своих планов. Высокая цель объединяет! А цель у нас действительно была высокая — увидеть труднодоступное плато Путорана — мечту любого туриста. Еще лет 10-15 назад на плато бывали единицы — в основном хорошо подготовленные спортивные команды или научные экспедиции, но даже сейчас это место несравненно менее посещаемо, чем практически любое другое “походное направление” в России из всех, что на слуху. Что в нем такого особенного? Первое, что приходит в голову — это потрясающие, ни на что не похожие виды, огромные водопады и по-настоящему дикая нетронутая природа, увидеть которую сейчас все труднее. Путорана, наряду с горами Бырранга — одни из самых малоизученных уголков страны. Я же в этом путешествии снова убедился в правоте тезиса: “Хочешь увидеть Россию — собирай рюкзак и отправляйся в поход”.
Что рассказать о нашем 16-дневном путешествии? Можно описать северную природу, белые ночи, восходы и закаты, ягодные поля и непролазный стланик, быстрые реки и прозрачные озера, горы без вершин, фантастические водопады и марсианские пейзажи на плато, трудности и радости каждого дня, нашу дружную команду, но с этим вряд ли справится кто-то лучше Максима — настоящего мастера слова, весь поход делавшего путевые заметки в своем дневнике. Хоть немного передать красоту, увиденную нами, сможет фильм мастера другого жанра — Игоря, затащившего на плато целый рюкзак съемочного оборудования и каждый день успевающего запечатлеть происходящее (рассказ и фильм будут опубликованы позднее). В настоящем же кратком отчете я хочу поделиться некоторыми наблюдениями и выводами, многие из которых пришли только после похода. Возможно, это будет кому-то полезно.
Маршрут
Плато Путорана по площади превосходит Великобританию, а поэтому маршрутов туда можно напридумывать великое множество. Ограничивают фантазию только бюджет, время и опыт. На прохождение маршрута, который я запланировал изначально, нам потребовался бы месяц. Очевидно, что такую “прогулку” мало кто может себе позволить, так что пришлось ограничить свои “хотелки” и составить другой более реальный план. Вариант с вертолетной заброской решили не рассматривать, так как из-за нее бюджет и без того дорогого мероприятия можно было смело умножать на два. В итоге мы забрасывались по воде и шли “от Ламы до Ламы” вверх по реке Омон-Юрях, а вниз по реке Хойси. На самом плато любовались многочисленными озерами и водопадами, включая знаменитую Принцессу, верховьями реки Дынкенгда и Хихикаль, а также побывали на вершине горы Плато (1365 м.). Полных ходовых дней “под рюкзаками” у нас получилось 6. Еще 5 дней вставали лагерем уже к обеду, а потом ходили налегке в радиалки, купались в водопадах, строили баню, объедались ягодами, сами себе делали сувениры из плавника, вырезали ложки, искали красивые камни, пилили рога и просто отдыхали. Один день посвятили большому радиальному выходу — лагерь тогда не переносился. И еще четыре дня, включая дни приезда-отъезда, а также два запасных — простояли на Ламе, где ловили рыбу, парились в бане и снова ходили в радиалки по окрестностям. Итого 16 дней и 150 км пути.
Маршрут, на мой взгляд, полностью себя оправдал, позволив нам не только целыми днями заниматься переносом тяжестей по сложному рельефу, но и просто пожить в красивых местах, погулять вокруг налегке, фотографировать, созерцать природу и особо никуда не спешить. Тут стоит сказать, что нам очень повезло с погодой. Всего три дня дождей, да и то не затяжных. Два дня сильного ветра. Все остальное время светило солнце и было очень комфортно. Погода вообще никак не повлияла на наши планы. Запасные дни на маршруте не были использованы — для Путорана всё это редкость. Для примера, другая группа, которую мы встретили на спуске, два дня сидела в Норильске, пережидая шторм на озере. Затем, уже на маршруте, они попали под сильные ливни, из-за которых мгновенно поднялись все реки, планы были нарушены, а обратно в цивилизацию пришлось буквально пробиваться.
Курумник
Пожалуй, о нем стоит написать отдельно. Он везде — на берегах Ламы, внизу в ущельях и наверху на плато. Вера даже в Норильске нашла его во дворе одного из домов. Как герой одного небезызвестного фильма познал все виды дождя, так и мы в этом походе узнали все виды курумника — маленький, большой, мокрый, сухой, заросший мхом, в кустах, на подъеме, на спуске, на траверсе и т.д. Все пешие маршруты на Путорана так или иначе проходят по курумнику — это очень важный момент, который необходимо принимать во внимание. Если вы никогда не ходили по курумнику — не стоит ехать на Путорана! На большинстве маршрутов курумник встречается лишь эпизодически, но здесь вы почти все время идете по нему за редким исключением. От этого разваливаются ботинки и суставы, а у кого-то могут быть проблемы и с вестибулярным аппаратом.
Обувь
Поход на Путорана — настоящее испытание для треккинговых ботинок. В нашей группе развалилось пять пар, из них критично только одни, но инструктор Женя смог починить их с помощью тонкой проволоки, и в итоге они дожили до конца маршрута. Двое ботинок были совсем новые, что не помешало им тоже развалиться: Bestard Breithorn Pro, Meindl Vacuum GTX. После похода ребята понесли их обратно в магазин. Всякие боты “no name” или из Декатлона — точно не вариант. Только проверенные серьезные модели, в которых вы не раз бывали в горах. Лично я уже не первый сезон хожу в Asolo Aconcagua, и на Путорана они меня не подвели.
Гнус
По этому пункту нам тоже повезло. В отчетах писали, что комаров и мошки на Путорана нереальное количество — не хватает никаких репеллентов, а без накомарника невозможно выйти из палатки. Все, кто бывал летом на севере или в Сибири — имеют представление что это такое, но на Путорана все еще хуже. Каково же было наше удивление, когда в первый день, высадившись на берегу Ламы, мы обнаружили полное отсутствие гнуса. Вообще никого — ни мошки, ни комаров, ни паутов! В последующие дни нас все же кусали, но без особого экстрима — накомарниками почти не пользовались. Самыми комариными местами оказалась стоянка на плато в верховьях Дынкенгды и заболоченное устье реки Хойси. Репелленты с собой у нас были самые разные, но самой лучшей комбинацией, на мой взгляд, является какой-нибудь крем (по совету друзей мы использовали Армакон) и пару баллончиков, например Рефтамид Экстрим. Крем наносится на открытые участки тела и работает часа 4. Баллончиком брызгаем одежду — например термобелье или носки, когда вечером в лагере переобулись в кроксы. Расход крема минимален, в отличие от всевозможных спреев. Одного тюбика 100 мл точно хватит на весь поход.
Медведи
Следы присутствия косолапых мы встречали регулярно, как в ущельях, так и на плато. Один свежий след обнаружили вообще неподалеку от вершины горы Плато сильно выше зоны леса — хрен знает чем медведь там занимался. Хозяев следов при этом не видели ни разу, что говорит об адекватности путоранских медведей — на рожон не лезут. Возможно этому способствовало обилие ягод.
С собой у нас был целый арсенал всевозможных средств защиты от косолапых. Технику безопасности тоже соблюдали: в кустах старались шуметь, остатки еды выкидывали в костер или в реку — в итоге все прошло благополучно. Однако среди медведей, как и среди людей, тоже встречаются сумасшедшие. Поэтому с собой на этот случай лучше иметь что-то посерьезнее хлопушки, например специальный “медвежий” перцовый баллон. В самолете в багаже провозить его можно (особенно если никому не говорить).
Броды
На нашем маршруте было 2 полноценных брода (оба чуть ниже колена) и еще несколько потенциальных, но из-за низкого уровня воды мы смогли пройти их по камням. Количество бродов и трудность их преодоления сильно зависят от маршрута и погоды. Из-за вечной мерзлоты уровень воды в реках в случае осадков поднимается быстро и значительно, так что не было бы у нас такой хорошей погоды — с бродами все было бы сложнее. Большинство переходили в кроксах, привязав их к ногам дополнительными веревочками. Кто-то при этом надевал еще и неопреновые носки. Несколько человек взяли сапоги-заброды из ЭВА.
Раскладка
Вес нашей раскладки составил 670 г. на человека в сутки. Самый тяжелый мужской рюкзак на старте весил 35 кг, а самый легкий женский 22 кг. На плато готовили на бензине, в зоне леса на костре.
Рыбалка
На нашем маршруте с рыбой было туго. В реках Омон-Юрях и Хойси ее просто нет из-за многочисленных водопадов в русле, а в Ламе с берега поймать очень сложно. В итоге наш улов составил один хариус грамм на 500-600, которого поймала в Ламе Оксана в конце маршрута. Однако, судя по отчетам, так дела обстоят далеко не везде. Если вы спуститесь с плато в сторону заповедника, например на озеро Собачье, то там с рыбалкой все будет намного лучше.
Навигация
Мы использовали два навигатора Garmin e-trex 30, а также бумажную карту и компас. Навигатор иногда откровенно тупил, так что наличие карты было очень кстати.
Связь
Связь осуществляли с помощью спутникового телефона Iridium. Наш клубный Thuraya в это время был задействован в другом походе, к тому же зона его покрытия вызывала сомнения, а поэтому мы решили не рисковать и арендовали Iridium. Стоимость аренды вместе с 14 минутами разговора составила около 22 000 р. К телефону обязательно стоит взять провод для зарядки от портативного аккумулятора.
Регистрация в МЧС
Осуществляется через официальный сайт МЧС России. Скачиваем бланк, заполняем и отправляем на почту главного управления МЧС по Красноярскому краю. В ответ вам присылают номер группы. Не забываем отзвониться перед выходом на маршрут и после его завершения.
Страховка
Мы делали групповую страховку в компании Согласие. Сервисная компания: AP Companies. Стоимость на человека составила порядка 5 500 р. Страховку лучше сделать — район труднодоступный и в случае ЧП без вертолета точно не обойтись.
Заповедник
Маршрут нужно согласовать с Путоранским заповедником, написав им соответствующее заявление и приложив список группы. В ответ вы получите специальный документ — согласование. У заповедника есть буферная и охранная зоны. В первую они пускают без проблем, а во вторую стараются вообще не пускать. Однако если очень хочется и ваш маршрут проходит по охранной зоне (например, вы забрасываетесь вертолетом, а потом выходите к Ламе), то согласовать маршрут все же можно и нужно — без этого вас оштрафуют егеря, если, конечно, поймают. Да и вертолет без соответствующего разрешения не полетит. В целом заповедник произвел хорошее впечатление — на письма и звонки отвечают, палки в колеса особо не вставляют.
Команда
Обычный метод организаторов коммерческих походов “собрать группу по объявлению, познакомиться по дороге” — на Путорана однозначно неприменим, если речь идет о полноценных автономных маршрутах, а не о радиалках с базы на озере Лама. Все маршруты на Путорана достаточно непростые, минимум III категории и выше. Сходить с маршрута некуда, а цивилизация далеко. Все участники похода обязательно должны иметь соответствующий опыт и хорошую физическую форму — в противном случае проблем не избежать. У нас была большая группа, но целиком состоящая из “старичков” клуба — туристов со стажем, с кем мы прошли множество маршрутов по всей России и не только. Поэтому проблем не было.
В сборных же группах так не бывает почти никогда, а поэтому в какой-то момент я подумал, что не хотел бы оказаться на Путорана с обычной группой, в которой, как это иногда бывает, пару человек не рассчитали свои силы, не думали, что каждый день будет идти дождь, не знали, что в горах летом может выпасть снег, а вода в реке мокрая и холодная, и вообще им было лень читать описание и они второй раз в походе, а первый был на шышлыки в Подмосковье. Шутки шутками, но так действительно бывает, и никакие предпоходные “интервью” от этого не спасают. Поэтому всем организаторам, вдруг решившим устроить коммерческий поход на Путорана, я бы рекомендовал проводить предварительный тренировочный поход тем же составом, который потом пойдет на плато — это лучшая проверка возможностей группы.
Заброска
Это самый неприятный пункт, но написать о нем все же стоит, чтобы предостеречь других от наших ошибок. Как уже говорилось выше, мы забрасывались по воде — около 5 часов на катере от моста через реку Норильская до озера Лама. Катер изначально бронировали у проверенного нашими друзьями перевозчика, но тот за несколько месяцев сообщил, что отходит от дел и забросками больше не занимается. Пришлось искать другой вариант и выбор пал на ИП Евлаш Александр Сергеевич. О цене договорились как обычно в переписке, а договор решили не заключать — и это было ошибкой. Когда мы погрузились на катер и отплыли, внезапно и без того бешеная цена выросла еще на 70 тысяч. Аргументировано это было в стиле “я не думал, что вас так много”, -“а как же наша переписка, где все четко написано?”, — “Ну я не придал этому значения. Не заплатишь — я не заберу вас обратно”. Все договоренности и сохранившаяся переписка для этого персонажа внезапно потеряли всякий смысл. У гида руки связаны — не подводить же людей, устраивая разборки и рискуя опоздать на самолет. Жулик это прекрасно понимал — ситуация для него беспроигрышная. В конце похода мы встретили небольшую группу, которая попала в похожую ситуацию, но с другим перевозчиком. Заранее обсуждали одну цену, а по прилету в Норильск им сказали: “да вы что, таких цен не бывает. Если хотите плыть — платите больше”. Найти альтернативу не так-то просто — они там монополисты, да и предоплата уже внесена. Поэтому такой развод в большинстве случаев удается. Впрочем, в Норильске нас не пытались обмануть только в одном месте — в столовой, где я заказал пирожки на всю группу. Вот там все было четко и пирожки вкусные. Автобус же, забиравший нас из аэропорта, тоже отличился. После того, как я рассчитался с водителем, мне позвонил хозяин автопарка и обвинил в том, что я обманул водителя и не заплатил ему столько, сколько договаривались, а поэтому прямо сейчас должен перевести эту сумму ему. Тут мне уже совсем стало смешно — нигде в России я не видел такой концентрации жуликов. В итоге хозяин автопарка был послан, после чего больше не звонил.
Как всего этого избежать — хороший вопрос. Можно попробовать заключать договор на каждый шаг, связанный с какими-либо расчетами. Все расчеты производить при свидетелях и снимать на видео. С другой стороны, местных жуликов такой расклад вряд ли устроит, а поэтому найти трансфер или заброску будет не так-то просто. Впрочем, я уверен, что и в Норильске есть честные люди, а нам просто немного не повезло.
Еще один важный момент: если вы бронируете водоизмещающее судно, а не на воздушной подушке, то отдельно стоит проговорить и прописать с перевозчиком план действий в случае обмеления реки Талой (верховья Норильской), что не является большой редкостью. Суда на воздушной подушке пройдут по любой воде, так что при прочих равных какой-нибудь “Хивус” или “Грифон” будут наиболее надежными вариантами.
Норильск
Город Норильск начался с избушки Николая Урванцева — знаменитого исследователя Арктики, которую он поставил для зимовки в 1921 году у подножия горы Шмидта. Эта изба сохранилась и официально считается первым домом Норильска. Практически вся дальнейшая история поселка и города (с 1953 года) напрямую связана с Норильлагом — исправительно-трудовым лагерем. Говорят, что это было одно из самых ужасных подразделений ГУЛАГа. Н.Н. Урванцев, кстати, тоже оказался в числе заключенных. В наши дни Норильск, мягко говоря, кажется не очень уютным. Если вы вдруг думаете заложить день-другой на осмотр достопримечательностей города после похода, то подумайте еще раз. Лично я испытал облегчение, когда самолет наконец оторвался от земли.
Тропы и другие группы
Первых людей мы увидели только на 12-й день похода, когда спустились в долину реки Хойси. После этого “волшебство” диких мест понемногу стало исчезать, почувствовалась цивилизация. Долина Хойси оказалась вообще самым обитаемым участком нашего маршрута: вдоль реки (левый берег орографически) набита хорошая тропа, а в нижней части долины можно встретить радиальщиков, проживающих на базе “Бунисяк”. Омон-Юрях показалось более диким ущельем — тропа в нем появляется лишь изредка, а порой больше походит на звериную, нежели на человеческую. На самом плато вообще нет никаких троп, но несколько раз посреди камней мы замечали старые человеческие следы.
Рельеф
“Плато — это не стол!” — шутили мы весь поход. Если не смотреть на топографическую карту, то по фотографиям может показаться, что столовые горы Путорана имеют абсолютно плоские и ровные вершины — стоит лишь подняться на одну, а дальше будешь ходить припеваючи без перепадов. Но это, конечно же, не так. Суммарный набор высоты на нашем маршруте составил 4400м (по данным Nakarte) и 4300м (по данным Strava). При непосредственном выходе на плато набор высоты был около 600 м, а при спуске сброс составил порядка 800 м. Все это, разумеется, по курумнику. На самом плато перепады не очень большие, но зато регулярные — почти все время идешь либо вниз, либо вверх. Ровных участков минимум. На подъеме и спуске с плато пригодятся каски.
————
В качестве заключения хочу еще раз выразить благодарность всем участникам нашей команды, без которых этого путешествия не получилось бы! С вами хоть на край света! Хотя, кажется, где-то там мы сейчас и были 🙂
(с) Филипп — инструктор турклуба City Escape
Автор фотографий: Игорь Русинов
Этот поход мы начали планировать в 2020 году — так далеко мы еще ни разу не строили свои походные планы. Кто-то говорит: “я не знаю что будет завтра, как я могу думать о путешествии через два года?”. Но мы думали и мечтали, а теперь я могу с уверенностью сказать, что мечты сбылись, а планы осуществились. Удивительно, но в группе (а нас было 20 человек!) за столь долгий срок произошли минимальные перестановки, то есть почти все, кто собрался в 2020-м, за два года не изменили своих планов. Высокая цель объединяет! А цель у нас действительно была высокая — увидеть труднодоступное плато Путорана — мечту любого туриста. Еще лет 10-15 назад на плато бывали единицы — в основном хорошо подготовленные спортивные команды или научные экспедиции, но даже сейчас это место несравненно менее посещаемо, чем практически любое другое “походное направление” в России из всех, что на слуху. Что в нем такого особенного? Первое, что приходит в голову — это потрясающие, ни на что не похожие виды, огромные водопады и по-настоящему дикая нетронутая природа, увидеть которую сейчас все труднее. Путорана, наряду с горами Бырранга — одни из самых малоизученных уголков страны. Я же в этом путешествии снова убедился в правоте тезиса: “Хочешь увидеть Россию — собирай рюкзак и отправляйся в поход”.
Что рассказать о нашем 16-дневном путешествии? Можно описать северную природу, белые ночи, восходы и закаты, ягодные поля и непролазный стланик, быстрые реки и прозрачные озера, горы без вершин, фантастические водопады и марсианские пейзажи на плато, трудности и радости каждого дня, нашу дружную команду, но с этим вряд ли справится кто-то лучше Максима — настоящего мастера слова, весь поход делавшего путевые заметки в своем дневнике. Хоть немного передать красоту, увиденную нами, сможет фильм мастера другого жанра — Игоря, затащившего на плато целый рюкзак съемочного оборудования и каждый день успевающего запечатлеть происходящее (рассказ и фильм будут опубликованы позднее). В настоящем же кратком отчете я хочу поделиться некоторыми наблюдениями и выводами, многие из которых пришли только после похода. Возможно, это будет кому-то полезно.
Маршрут
Плато Путорана по площади превосходит Великобританию, а поэтому маршрутов туда можно напридумывать великое множество. Ограничивают фантазию только бюджет, время и опыт. На прохождение маршрута, который я запланировал изначально, нам потребовался бы месяц. Очевидно, что такую “прогулку” мало кто может себе позволить, так что пришлось ограничить свои “хотелки” и составить другой более реальный план. Вариант с вертолетной заброской решили не рассматривать, так как из-за нее бюджет и без того дорогого мероприятия можно было смело умножать на два. В итоге мы забрасывались по воде и шли “от Ламы до Ламы” вверх по реке Омон-Юрях, а вниз по реке Хойси. На самом плато любовались многочисленными озерами и водопадами, включая знаменитую Принцессу, верховьями реки Дынкенгда и Хихикаль, а также побывали на вершине горы Плато (1365 м.). Полных ходовых дней “под рюкзаками” у нас получилось 6. Еще 5 дней вставали лагерем уже к обеду, а потом ходили налегке в радиалки, купались в водопадах, строили баню, объедались ягодами, сами себе делали сувениры из плавника, вырезали ложки, искали красивые камни, пилили рога и просто отдыхали. Один день посвятили большому радиальному выходу — лагерь тогда не переносился. И еще четыре дня, включая дни приезда-отъезда, а также два запасных — простояли на Ламе, где ловили рыбу, парились в бане и снова ходили в радиалки по окрестностям. Итого 16 дней и 150 км пути.
Маршрут, на мой взгляд, полностью себя оправдал, позволив нам не только целыми днями заниматься переносом тяжестей по сложному рельефу, но и просто пожить в красивых местах, погулять вокруг налегке, фотографировать, созерцать природу и особо никуда не спешить. Тут стоит сказать, что нам очень повезло с погодой. Всего три дня дождей, да и то не затяжных. Два дня сильного ветра. Все остальное время светило солнце и было очень комфортно. Погода вообще никак не повлияла на наши планы. Запасные дни на маршруте не были использованы — для Путорана всё это редкость. Для примера, другая группа, которую мы встретили на спуске, два дня сидела в Норильске, пережидая шторм на озере. Затем, уже на маршруте, они попали под сильные ливни, из-за которых мгновенно поднялись все реки, планы были нарушены, а обратно в цивилизацию пришлось буквально пробиваться.
Курумник
Пожалуй, о нем стоит написать отдельно. Он везде — на берегах Ламы, внизу в ущельях и наверху на плато. Вера даже в Норильске нашла его во дворе одного из домов. Как герой одного небезызвестного фильма познал все виды дождя, так и мы в этом походе узнали все виды курумника — маленький, большой, мокрый, сухой, заросший мхом, в кустах, на подъеме, на спуске, на траверсе и т.д. Все пешие маршруты на Путорана так или иначе проходят по курумнику — это очень важный момент, который необходимо принимать во внимание. Если вы никогда не ходили по курумнику — не стоит ехать на Путорана! На большинстве маршрутов курумник встречается лишь эпизодически, но здесь вы почти все время идете по нему за редким исключением. От этого разваливаются ботинки и суставы, а у кого-то могут быть проблемы и с вестибулярным аппаратом.
Обувь
Поход на Путорана — настоящее испытание для треккинговых ботинок. В нашей группе развалилось пять пар, из них критично только одни, но инструктор Женя смог починить их с помощью тонкой проволоки, и в итоге они дожили до конца маршрута. Двое ботинок были совсем новые, что не помешало им тоже развалиться: Bestard Breithorn Pro, Meindl Vacuum GTX. После похода ребята понесли их обратно в магазин. Всякие боты “no name” или из Декатлона — точно не вариант. Только проверенные серьезные модели, в которых вы не раз бывали в горах. Лично я уже не первый сезон хожу в Asolo Aconcagua, и на Путорана они меня не подвели.
Гнус
По этому пункту нам тоже повезло. В отчетах писали, что комаров и мошки на Путорана нереальное количество — не хватает никаких репеллентов, а без накомарника невозможно выйти из палатки. Все, кто бывал летом на севере или в Сибири — имеют представление что это такое, но на Путорана все еще хуже. Каково же было наше удивление, когда в первый день, высадившись на берегу Ламы, мы обнаружили полное отсутствие гнуса. Вообще никого — ни мошки, ни комаров, ни паутов! В последующие дни нас все же кусали, но без особого экстрима — накомарниками почти не пользовались. Самыми комариными местами оказалась стоянка на плато в верховьях Дынкенгды и заболоченное устье реки Хойси. Репелленты с собой у нас были самые разные, но самой лучшей комбинацией, на мой взгляд, является какой-нибудь крем (по совету друзей мы использовали Армакон) и пару баллончиков, например Рефтамид Экстрим. Крем наносится на открытые участки тела и работает часа 4. Баллончиком брызгаем одежду — например термобелье или носки, когда вечером в лагере переобулись в кроксы. Расход крема минимален, в отличие от всевозможных спреев. Одного тюбика 100 мл точно хватит на весь поход.
Медведи
Следы присутствия косолапых мы встречали регулярно, как в ущельях, так и на плато. Один свежий след обнаружили вообще неподалеку от вершины горы Плато сильно выше зоны леса — хрен знает чем медведь там занимался. Хозяев следов при этом не видели ни разу, что говорит об адекватности путоранских медведей — на рожон не лезут. Возможно этому способствовало обилие ягод.
С собой у нас был целый арсенал всевозможных средств защиты от косолапых. Технику безопасности тоже соблюдали: в кустах старались шуметь, остатки еды выкидывали в костер или в реку — в итоге все прошло благополучно. Однако среди медведей, как и среди людей, тоже встречаются сумасшедшие. Поэтому с собой на этот случай лучше иметь что-то посерьезнее хлопушки, например специальный “медвежий” перцовый баллон. В самолете в багаже провозить его можно (особенно если никому не говорить).
Броды
На нашем маршруте было 2 полноценных брода (оба чуть ниже колена) и еще несколько потенциальных, но из-за низкого уровня воды мы смогли пройти их по камням. Количество бродов и трудность их преодоления сильно зависят от маршрута и погоды. Из-за вечной мерзлоты уровень воды в реках в случае осадков поднимается быстро и значительно, так что не было бы у нас такой хорошей погоды — с бродами все было бы сложнее. Большинство переходили в кроксах, привязав их к ногам дополнительными веревочками. Кто-то при этом надевал еще и неопреновые носки. Несколько человек взяли сапоги-заброды из ЭВА.
Раскладка
Вес нашей раскладки составил 670 г. на человека в сутки. Самый тяжелый мужской рюкзак на старте весил 35 кг, а самый легкий женский 22 кг. На плато готовили на бензине, в зоне леса на костре.
Рыбалка
На нашем маршруте с рыбой было туго. В реках Омон-Юрях и Хойси ее просто нет из-за многочисленных водопадов в русле, а в Ламе с берега поймать очень сложно. В итоге наш улов составил один хариус грамм на 500-600, которого поймала в Ламе Оксана в конце маршрута. Однако, судя по отчетам, так дела обстоят далеко не везде. Если вы спуститесь с плато в сторону заповедника, например на озеро Собачье, то там с рыбалкой все будет намного лучше.
Навигация
Мы использовали два навигатора Garmin e-trex 30, а также бумажную карту и компас. Навигатор иногда откровенно тупил, так что наличие карты было очень кстати.
Связь
Связь осуществляли с помощью спутникового телефона Iridium. Наш клубный Thuraya в это время был задействован в другом походе, к тому же зона его покрытия вызывала сомнения, а поэтому мы решили не рисковать и арендовали Iridium. Стоимость аренды вместе с 14 минутами разговора составила около 22 000 р. К телефону обязательно стоит взять провод для зарядки от портативного аккумулятора.
Регистрация в МЧС
Осуществляется через официальный сайт МЧС России. Скачиваем бланк, заполняем и отправляем на почту главного управления МЧС по Красноярскому краю. В ответ вам присылают номер группы. Не забываем отзвониться перед выходом на маршрут и после его завершения.
Страховка
Мы делали групповую страховку в компании Согласие. Сервисная компания: AP Companies. Стоимость на человека составила порядка 5 500 р. Страховку лучше сделать — район труднодоступный и в случае ЧП без вертолета точно не обойтись.
Заповедник
Маршрут нужно согласовать с Путоранским заповедником, написав им соответствующее заявление и приложив список группы. В ответ вы получите специальный документ — согласование. У заповедника есть буферная и охранная зоны. В первую они пускают без проблем, а во вторую стараются вообще не пускать. Однако если очень хочется и ваш маршрут проходит по охранной зоне (например, вы забрасываетесь вертолетом, а потом выходите к Ламе), то согласовать маршрут все же можно и нужно — без этого вас оштрафуют егеря, если, конечно, поймают. Да и вертолет без соответствующего разрешения не полетит. В целом заповедник произвел хорошее впечатление — на письма и звонки отвечают, палки в колеса особо не вставляют.
Команда
Обычный метод организаторов коммерческих походов “собрать группу по объявлению, познакомиться по дороге” — на Путорана однозначно неприменим, если речь идет о полноценных автономных маршрутах, а не о радиалках с базы на озере Лама. Все маршруты на Путорана достаточно непростые, минимум III категории и выше. Сходить с маршрута некуда, а цивилизация далеко. Все участники похода обязательно должны иметь соответствующий опыт и хорошую физическую форму — в противном случае проблем не избежать. У нас была большая группа, но целиком состоящая из “старичков” клуба — туристов со стажем, с кем мы прошли множество маршрутов по всей России и не только. Поэтому проблем не было.
В сборных же группах так не бывает почти никогда, а поэтому в какой-то момент я подумал, что не хотел бы оказаться на Путорана с обычной группой, в которой, как это иногда бывает, пару человек не рассчитали свои силы, не думали, что каждый день будет идти дождь, не знали, что в горах летом может выпасть снег, а вода в реке мокрая и холодная, и вообще им было лень читать описание и они второй раз в походе, а первый был на шышлыки в Подмосковье. Шутки шутками, но так действительно бывает, и никакие предпоходные “интервью” от этого не спасают. Поэтому всем организаторам, вдруг решившим устроить коммерческий поход на Путорана, я бы рекомендовал проводить предварительный тренировочный поход тем же составом, который потом пойдет на плато — это лучшая проверка возможностей группы.
Заброска
Это самый неприятный пункт, но написать о нем все же стоит, чтобы предостеречь других от наших ошибок. Как уже говорилось выше, мы забрасывались по воде — около 5 часов на катере от моста через реку Норильская до озера Лама. Катер изначально бронировали у проверенного нашими друзьями перевозчика, но тот за несколько месяцев сообщил, что отходит от дел и забросками больше не занимается. Пришлось искать другой вариант и выбор пал на ИП Евлаш Александр Сергеевич. О цене договорились как обычно в переписке, а договор решили не заключать — и это было ошибкой. Когда мы погрузились на катер и отплыли, внезапно и без того бешеная цена выросла еще на 70 тысяч. Аргументировано это было в стиле “я не думал, что вас так много”, -“а как же наша переписка, где все четко написано?”, — “Ну я не придал этому значения. Не заплатишь — я не заберу вас обратно”. Все договоренности и сохранившаяся переписка для этого персонажа внезапно потеряли всякий смысл. У гида руки связаны — не подводить же людей, устраивая разборки и рискуя опоздать на самолет. Жулик это прекрасно понимал — ситуация для него беспроигрышная. В конце похода мы встретили небольшую группу, которая попала в похожую ситуацию, но с другим перевозчиком. Заранее обсуждали одну цену, а по прилету в Норильск им сказали: “да вы что, таких цен не бывает. Если хотите плыть — платите больше”. Найти альтернативу не так-то просто — они там монополисты, да и предоплата уже внесена. Поэтому такой развод в большинстве случаев удается. Впрочем, в Норильске нас не пытались обмануть только в одном месте — в столовой, где я заказал пирожки на всю группу. Вот там все было четко и пирожки вкусные. Автобус же, забиравший нас из аэропорта, тоже отличился. После того, как я рассчитался с водителем, мне позвонил хозяин автопарка и обвинил в том, что я обманул водителя и не заплатил ему столько, сколько договаривались, а поэтому прямо сейчас должен перевести эту сумму ему. Тут мне уже совсем стало смешно — нигде в России я не видел такой концентрации жуликов. В итоге хозяин автопарка был послан, после чего больше не звонил.
Как всего этого избежать — хороший вопрос. Можно попробовать заключать договор на каждый шаг, связанный с какими-либо расчетами. Все расчеты производить при свидетелях и снимать на видео. С другой стороны, местных жуликов такой расклад вряд ли устроит, а поэтому найти трансфер или заброску будет не так-то просто. Впрочем, я уверен, что и в Норильске есть честные люди, а нам просто немного не повезло.
Еще один важный момент: если вы бронируете водоизмещающее судно, а не на воздушной подушке, то отдельно стоит проговорить и прописать с перевозчиком план действий в случае обмеления реки Талой (верховья Норильской), что не является большой редкостью. Суда на воздушной подушке пройдут по любой воде, так что при прочих равных какой-нибудь “Хивус” или “Грифон” будут наиболее надежными вариантами.
Норильск
Город Норильск начался с избушки Николая Урванцева — знаменитого исследователя Арктики, которую он поставил для зимовки в 1921 году у подножия горы Шмидта. Эта изба сохранилась и официально считается первым домом Норильска. Практически вся дальнейшая история поселка и города (с 1953 года) напрямую связана с Норильлагом — исправительно-трудовым лагерем. Говорят, что это было одно из самых ужасных подразделений ГУЛАГа. Н.Н. Урванцев, кстати, тоже оказался в числе заключенных. В наши дни Норильск, мягко говоря, кажется не очень уютным. Если вы вдруг думаете заложить день-другой на осмотр достопримечательностей города после похода, то подумайте еще раз. Лично я испытал облегчение, когда самолет наконец оторвался от земли.
Тропы и другие группы
Первых людей мы увидели только на 12-й день похода, когда спустились в долину реки Хойси. После этого “волшебство” диких мест понемногу стало исчезать, почувствовалась цивилизация. Долина Хойси оказалась вообще самым обитаемым участком нашего маршрута: вдоль реки (левый берег орографически) набита хорошая тропа, а в нижней части долины можно встретить радиальщиков, проживающих на базе “Бунисяк”. Омон-Юрях показалось более диким ущельем — тропа в нем появляется лишь изредка, а порой больше походит на звериную, нежели на человеческую. На самом плато вообще нет никаких троп, но несколько раз посреди камней мы замечали старые человеческие следы.
Рельеф
“Плато — это не стол!” — шутили мы весь поход. Если не смотреть на топографическую карту, то по фотографиям может показаться, что столовые горы Путорана имеют абсолютно плоские и ровные вершины — стоит лишь подняться на одну, а дальше будешь ходить припеваючи без перепадов. Но это, конечно же, не так. Суммарный набор высоты на нашем маршруте составил 4400м (по данным Nakarte) и 4300м (по данным Strava). При непосредственном выходе на плато набор высоты был около 600 м, а при спуске сброс составил порядка 800 м. Все это, разумеется, по курумнику. На самом плато перепады не очень большие, но зато регулярные — почти все время идешь либо вниз, либо вверх. Ровных участков минимум. На подъеме и спуске с плато пригодятся каски.
————
В качестве заключения хочу еще раз выразить благодарность всем участникам нашей команды, без которых этого путешествия не получилось бы! С вами хоть на край света! Хотя, кажется, где-то там мы сейчас и были 🙂
(с) Филипп — инструктор турклуба City Escape
Автор фотографий: Игорь Русинов