Кенозерье — край, куда хочется возвращаться снова и снова. Походив по нему несколько лет зимой на лыжах, мы придумали большой пеше-водный маршрут, пересекающий весь национальный парк с юга на север, захватывающий новые места, куда зимой мы не доходим. Но прошло целых три года, прежде чем мы наконец прошли этим очень интересным маршрутом! И сейчас, вернувшись домой и разбирая множество фотографий, мы можем с уверенностью сказать, что это того стоило! Поход получился отличным, а осеннее Кенозерье настолько прекрасно, что даже инструкторы, которых сложно удивить, остались под большим впечатлением. За 8 дней с одной дневкой мы прошли и проплыли порядка 115 км. Из них основная пешая часть 28 км + 19 км радиально налегке, основная водная часть 47 км + 21 км радиально «под мотором». С погодой повезло — дождя почти не было! Весь поход наблюдали яркие краски осени, посетили огромное количество интересных мест — от действующей водяной мельницы до древних часовен, храмов и современных музеев, варили уху, объедались грибами, пели песни у костра под гитару, купались, парились в бане, проходили реку и перекаты против течения, пересекали озера, встречали закаты, рассветы и многое-многое другое!

Ниже небольшой отчет по дням о нашем походе:

Выгрузились из поезда посреди ночи на безлюдной станции и прыгнули в наш микроавтобус досыпать — дорога неблизкая. В Масельге нас встретили местные коты, которые не проспали новый завоз колбасы, даже несмотря на столь ранний час, и были тут же накормлены 😊

Мы же решили ещё поспать: сегодня планировали сходить только в радиалки, поэтому можно было никуда не спешить. Проснувшись окончательно третий раз за этот день, мы позавтракали и отправились на прогулку. Сначала поднялись к деревянной церкви на Хижгоре.

Дороги здесь восхитительно красивы, виды на озера открываются потрясающие! Дальше начались элементы разведки: пошли искать старинную мельницу, спрятавшуюся от нас в лесах. Изучив округу и пару раз свернув не туда, наконец-то вышли к деревянной красавице. А какой восторг у нас был, когда открыли воду и внутри закрутились жернова — мельница полностью рабочая!

Насмотревшись и нафотографировавшись, отправились в обратный путь, собирая грибы прямо на дороге. Они встречались нам всевозможных цветов и размеров, но больше всего сегодня лес радовал нас лисичками, которые рыжели в траве целыми полянами. Не забывали и про чагу, которая встречается здесь в изобилии (группа пока подозрительно косится 😄).

Как только дошли до лагеря, погода резко изменилась и заморосил дождь, который к вечеру разошелся ещё сильнее. Но мы уже сидели под навесом и уплетали свежесобранные грибы, а встретившие нас котики добавляли уюта. Вообще коты сопровождали нас весь поход и каждый раз ждали нашего возвращения в лагерь, не уходя далеко — видно, что схема встречи туристов у них отработана.

Спать разошлись рано, спрятавшись от дождя в палатках, надеясь, что завтра будет солнечный день. Так и получилось: утро выдалось без дождя, а к моменту выхода на маршрут наступило настоящее северное лето. Сегодня нам предстоял самый длинный пеший переход. Большую часть пути шли по лесу, останавливаясь на местах, где когда-то стояли деревни. Сейчас здесь только информационные щиты с фотографиями и кое-где сохранившиеся остатки потемневших и покосившихся изб. На привалах, скинув рюкзаки, группа начинает интересоваться и пробовать чудесное зелье из термоса — чагу.

Когда лес расступился, нам открылся с холма вид на озеро и Порженский погост. Сделав общее фото, спустились к озеру, поставили палатки и уже со смотрителем Александром вернулись к погосту, чтобы осмотреть его. Зашли внутрь, поднялись на колокольню. Вид оттуда еще более захватывающий!

Вернувшись в лагерь, взялись за приготовление ужина, у нас снова был целый котел грибов, в этот раз на дороге нам попадались подосиновики сразу по несколько штук в ряд и пройти мимо было невозможно. Ужинали снова с котами, они здесь очень общительные и замурчательные. А ещё сегодня была баня — было принято коллективное решение, что она нам нужна, хотя и не была запланирована.

Третий день похода мы снова гуляли по лесам, было больше спусков и подъемов, в середине пути спустились к реке Порженке — небольшой каменистой речке, протекающей в каньоне. Очень живописное место!

Еще видели сегодня глухаря, важно шествующего по дороге и даже не пытавшегося улететь: при нашем приближении он просто неспеша ушел в лес. Вся группа употребляет чагу, начала видеть ее на деревьях, активно собирать и заваривать, не задавая лишних вопросов))

К вечеру вышли к Видягино, где нас встретили Филипп с Митей, а также наш катамаран и байдарки, на которых завтра отправимся в путь. На этом Транскенозерская тропа закончилась, мы прошли её полностью. А сегодня вечером было вкусное жаркое с картошкой, тушенкой и грибами, баня по-черному и песни под гитару.

Четвертый день был посвящен осмотру старинных часовен и небольших деревень на берегу, мы шли по озеру, останавливаясь в самых интересных местах. Зашли в Горбачиху, Тырышкино, Семеново, увидели множество разнообразных часовен, одна из которых — Успения Пресвятой Богородицы — самая маленькая в Кенозерье, старинные деревянные дома, гармонично вписывающиеся в ландшафт, окна которых смотрят на просторы Кенозера.

А в деревне Зехново местный житель Николай пригласил нас в гости и рассказал немного о своей жизни.

В Зехново же увидели еще одну водяную мельницу, стоящую на краю деревни. На ночевку встали на острове на шикарном песчаном пляже с замечательным видом на озеро и закат.

На следующий день до обеда пережидали непогоду — хорошо, что время позволяло, ведь идти оставалось недолго и можно было не торопиться. Ветер дул всю ночь, но утром к нему добавился дождь. Спрятавшись под навесом и тентом, мы чудесно провели время за разговорами, а когда дождь прекратился, продолжили путь. Почти сразу сделали еще одну остановку на острове, где когда-то была деревня, и осмотрели еще одну часовню. А оттуда уже виднелось Вершинино, в которое мы и направились. Сделав остановку возле Русалкиного камня, догребли до гостиницы. Вечером был вкусный ужин в трактире и недолгая прогулка по селу, вся экскурсионная программа намечена на завтра.

Первая экскурсия прошла в знаменитой Никольской часовне — символе Кенозерья. Там нам рассказали историю деревни и самой часовни. Вторая — в амбарном ряду. На ней мы узнали о традиционных ремёслах Русского Севера. Каждому ремеслу здесь отведено своё пространство — свой амбар.

После первой экскурсии, но до обеда, мы сели на катамаран и прошли до нескольких, не столь популярных среди туристов часовен в урочище Тырнаволок, деревнях Бухалово и Осиновец.

Вернулись все мокрые (на озере была волна и катамаран слегка заливало), переоделись и пошли на третью экскурсию. Здесь нам рассказали о том, как передавались былины из уст в уста и как их записывали этнографы, устраивающие многочисленные экспедиции в эти места. Вернувшись в гостиницу и поужинав, мы пошли в баню. Вот такое шикарное завершение дня!

На следующий день, позавтракав в трактире, мы продолжили наш поход и пересекли на байдарках озеро Долгое, чтобы увидеть часовню Трех Святителей конца XVIII века в исчезнувшей деревне Немята.

Потом заплыли в деревню Карпово, где посмотрели еще одну интересную часовню, а затем взяли курс на пролив в озеро Свиное. В этот день дул ветер, так что мы старались прятаться «под берег». Килевые байдарки неплохо шли по большой воде, да и гребцы не подкачали, так что уже к обеду все причалили на уютный песчаный пляж в сосновом лесу.

Катамаран прибыл туда пораньше, так что к приходу байдарок уже был готов вкусный рыбный суп. Пообедали, поставили лагерь, отдохнули, набрали грибов на ужин и отправились в радиалку на катамаране.

Посетили часовни в деревнях Рыжково, Глазово и Мыза. Каждая из них по-своему прекрасна, но особенно нас впечатлили виды в Глазово и Мызе. В таких местах хочется просто остаться и никуда не спешить.

Однако уже понемногу смеркалось, и мы снова пересекли Свиное озеро, на дальнем берегу которого виднелся наш лагерь и уютно горел костерок, словно маяк. На ужин приготовили жаркое с грибами, а также запекли щуку в костре.

Крайний день нашего путешествия начался с кофе и штиля на озере. Ветер стих, временами появлялось солнце, в лучах которого осенний лес горел еще более яркими красками. После завтрака быстро собрали лагерь и отплыли. Сегодня нас ждали новые места, где никто из нас еще не был. Особенно вызывала волнение река Поча, которую нам предстояло пройти целиком от устья до истока, да еще против течения, включая несколько перекатов. Но сначала мы направились в деревню лесозаготовителей Усть-Почу. Это довольно крупный поселок, расположенный в глуши на длинной песчаной косе прямо у устья реки Почи. Раньше здесь активно сплавляли лес — с тех времен осталась старинная запань.

Сейчас лес не сплавляют, но людей в поселке все равно живет много. Мы погуляли по деревне, посетили магазин, пообщались с местными жителями и накупили рыбы — копченой и свежей. Копченую съели на обед, а из свежей щуки сварили вкусную уху в конце маршрута.

Из Усть-Почи начали подъем вверх по реке. Течение почти не чувствовалось и все байдарки шли в хорошем темпе. на обед остановились в Поче — еще одном крупном поселке на берегу реки. Перекусили, купили свежих пирожков, сфотографировались на подвесном мосту и отплыли.

Дальше река шла сквозь глухие леса без каких-либо признаков цивилизации по берегам. Солнце светило почти всю дорогу. Первый перекат показался почти сразу после деревни. Груженый катамаран прошел его без осмотра по струе и остановился чуть выше по течению для подстраховки байдарок. Течение на перекате было быстрым и возникали сомнения — удастся ли выгрести экипажам против него. Но ребята подналегли на весла и уверенно прошли перекат, не хуже моторного катамарана!

Под вечер мы вышли из реки в Почозеро. Еще немного по большой воде — и нам открылся потрясающий вид на Почозерский погост, возвыщающийся на холме. Его мы мечтали увидеть давно, и вот наконец мечта сбылась!

Наряду с Порженским погостом, Почозерский погост считается жемчужиной Кенозерья. Это место никого из нас не оставило равнодушным! Древний (XVII-XVIII вв) храмовый ансамбль представляет собой шедевр русского деревянного зодчества, идеально вписанный в окружающий ландшафт. С какой стороны не посмотри — можно писать картину. Мы же ограничились фотографиями и прогулкой по территории, а затем развели костер на берегу, сварили уху, разобрали наш флот, успели сходить в часовню Кирика и Уилиты, расположенную неподалеку, а вечером уехали в Плесецк, сказав Кенозерью «до свидания!». И снова, еще не успев выехать с территории национального парка, ловишь себя на мыли, что уже планируешь следующий поход в эти места…

Спасибо всем участникам похода за бодрость духа, шутки, смех, хорошее настроение и отличную компанию, без которой это путешествие не получилось бы таким замечательным! До новых встреч!