Что же такое велотуризм? Это технический вид спорта и туризма, а значит, его существование напрямую связано с историей появления и модернизацией такого устройства, как велосипед, ведь изначально он выглядел совсем не так, как мы привыкли его видеть сегодня. А самое интересное, что история развития велосипеда начинается с изобретения нашего уральского крепостного Ефима Михеевича Артамонова в 1800г! На своем самокате (как сам автор называл изобретение), Артамонов совершил грандиозное путешествие, отправившись на коронацию Александра 1 с Урала в Москву, а затем обратно, тем самым преодолев около 5000 км. Известно, что будто бы за свое изобретение Артамонов вместе с семьей получил свободу. Однако, как и многие изобретения того времени в России, «самокат» Артамонова оказался невостребованным.

В Европе тоже происходило развитие двухколесного средства передвижения. В 1818 году немецкий профессор барон Карл фон Дрез запатентовал первый двухколесный велосипед, с деревянной рамой, рулём, но без педалей. Конструкция передвигалась за счет отталкивания ногами от земли, поэтому получила название «машина для бега» (денди-хорз, дрезина). Перемещаться на таком велосипеде было возможно лишь по равнинной местности без холмов и возвышенностей.

«Машина для бега»

В 1940-х годах шотландский кузнец Киркпатрик Макмиллан добавил к имеющейся модели педали и седло — так велосипед приобрёл прообраз современного. Механизм движения заключался в том, что педали приводили в движение заднее колесо, соединённое с педалями металлическими стержнями, а переднее колесо отвечало за направление движения.

Велосипед Макмиллана с первыми педалями

В 1862 году лионский мастер Пьер Лалман приспособил педали к переднему колесу, не зная о изобретении предшественника. Так, спустя пару лет, в Лионе началось массовое производство велосипеда Лалмана.

Велосипед Лалмана, первый для массового производства.

Со временем раму стали делать металлической, а не деревянной.
В 70-х годах 19 века стала популярной модель «пенни-фартинг», у которой размеры переднего колеса значительно превышали размеры заднего.

Пенни-фартинг

В Россию же велосипеды стали привозить из Европы, и воспринималось это изобретение как иностранное, ведь никто и не мог подумать о том, что за несколько десятилетий до европейских мастеров «велосипед» уже существовал. История вклосипеда Артамонова известна из книги «Исторический очерк уральских горных заводов» за 1896 год. Автор книги не опирался ни на какие письменные источники, да и сам происходил из семьи потомственных служащих, поэтому некоторые специалисты считают, что эти сведения были заимствованы из устных преданий. До сих пор ведутся споры о том, правда это или лишь легенда. Как бы то ни было, история не знает сослагательного наклонения, а думать о том, что наш соотечественник изобрёл велосипед, очень даже приятно.

Итак, до 1884 года велосипеды были вовсе не похожи на современные модели, их передние колёса были большими, а задние маленькими, такую конструкцию нельзя назвать безопасной и очень уж удобной. Но в 1884 году англичанин Джон Кемп Старли представил новую модель — Ровер, с двумя одинаковыми по размеру колёсами, рулём и цепной передачей. В 1888 году стали использоваться каучуковые шины, езда стала гораздо комфортнее. Лишь после изобретения более менее безопасной модели и начал развиваться велотуризм, а также стали появляться разные модели велосипедов для нескольких человек.

Первый, максимально похожий на современный, велосипед Старли.

Велосипед Старли для нескольких человек

В 1896 году англичанин Джон Фостер Фрейзер с двумя товарищами отправились в велопутешествие по всему миру — они проехали около 20 000 миль, через 17 стран и 3 континента, а заняло такое путешествие 2 года и 2 месяца! А в 1900-х годах русский спортсмен Анисим Панкратов совершил кругосветное путешествие на велосипеде — оно также заняло около 2 лет, а расстояние равнялось 48 000 км. После таких громких событий велотуризм стал развиваться с молниеносной скоростью.

В 1880 году в Петербурге был составлен устав и представлен властям на утверждение, в этом же году Петербургская управа зарегистрировала около 100 велосипедистов. В июле 1883 года в Москве состоялись первые соревнования, которые считаются датой рождения велосипедного спорта в России, участников собралось аж 7 человек! Первый туристический велоклуб в России появился в Санкт-Петербурге в конце 19 века. Революции и военное время остановили и отбросили все направления и сферы жизни общества, велотуризм не стал исключением.

На период застоя в развитии велотуризма также повлияло внедрение автомобилей для личного пользования. Более основательно история велотуризма начинается с 1958 года — в это время образовался Ленинградский клуб туристов, который объединил все виды туризма. Самый пик пришелся на 70-80-е годы, когда группа велотуристов из Ленинграда совершила ряд сложных экспедиций по Кавказу, Памиру, Тянь-Шаню и Алтаю. В это время стали появляться велотуристские секции и клубы в разных городах страны – в Ростове-на-Дону, Горьком, Караганде, Харькове, затем в Рязани, Казани, Владимире, Донецке, Запорожье и прочих. Позже эти города стали основными центрами организованного велотуризма, в них проводились слеты и соревнования, ПВД и многодневные походы.

Русские туристы в велопоходе на Оймякон 1991. Велосипеды «Альтаир» и «Салют»

В настоящее время велотуризм продолжает активно развиваться в разных направлениях, как любительском, так и спортивном. Модернизируются модели велосипедов, и от тех давнишних изобретений остался лишь примерный облик двухколесного «самоката».

🌲Автор статьи: Мария К. — инструктор клуба.

Что же такое велотуризм? Это технический вид спорта и туризма, а значит, его существование напрямую связано с историей появления и модернизацией такого устройства, как велосипед, ведь изначально он выглядел совсем не так, как мы привыкли его видеть сегодня. А самое интересное, что история развития велосипеда начинается с изобретения нашего уральского крепостного Ефима Михеевича Артамонова в 1800г! На своем самокате (как сам автор называл изобретение), Артамонов совершил грандиозное путешествие, отправившись на коронацию Александра 1 с Урала в Москву, а затем обратно, тем самым преодолев около 5000 км. Известно, что будто бы за свое изобретение Артамонов вместе с семьей получил свободу. Однако, как и многие изобретения того времени в России, «самокат» Артамонова оказался невостребованным.

В Европе тоже происходило развитие двухколесного средства передвижения. В 1818 году немецкий профессор барон Карл фон Дрез запатентовал первый двухколесный велосипед, с деревянной рамой, рулём, но без педалей. Конструкция передвигалась за счет отталкивания ногами от земли, поэтому получила название «машина для бега» (денди-хорз, дрезина). Перемещаться на таком велосипеде было возможно лишь по равнинной местности без холмов и возвышенностей.

«Машина для бега»

В 1940-х годах шотландский кузнец Киркпатрик Макмиллан добавил к имеющейся модели педали и седло — так велосипед приобрёл прообраз современного. Механизм движения заключался в том, что педали приводили в движение заднее колесо, соединённое с педалями металлическими стержнями, а переднее колесо отвечало за направление движения.

Велосипед Макмиллана с первыми педалями

В 1862 году лионский мастер Пьер Лалман приспособил педали к переднему колесу, не зная о изобретении предшественника. Так, спустя пару лет, в Лионе началось массовое производство велосипеда Лалмана.

Велосипед Лалмана, первый для массового производства.

Со временем раму стали делать металлической, а не деревянной.
В 70-х годах 19 века стала популярной модель «пенни-фартинг», у которой размеры переднего колеса значительно превышали размеры заднего.

Пенни-фартинг

В Россию же велосипеды стали привозить из Европы, и воспринималось это изобретение как иностранное, ведь никто и не мог подумать о том, что за несколько десятилетий до европейских мастеров «велосипед» уже существовал. История вклосипеда Артамонова известна из книги «Исторический очерк уральских горных заводов» за 1896 год. Автор книги не опирался ни на какие письменные источники, да и сам происходил из семьи потомственных служащих, поэтому некоторые специалисты считают, что эти сведения были заимствованы из устных преданий. До сих пор ведутся споры о том, правда это или лишь легенда. Как бы то ни было, история не знает сослагательного наклонения, а думать о том, что наш соотечественник изобрёл велосипед, очень даже приятно.

Итак, до 1884 года велосипеды были вовсе не похожи на современные модели, их передние колёса были большими, а задние маленькими, такую конструкцию нельзя назвать безопасной и очень уж удобной. Но в 1884 году англичанин Джон Кемп Старли представил новую модель — Ровер, с двумя одинаковыми по размеру колёсами, рулём и цепной передачей. В 1888 году стали использоваться каучуковые шины, езда стала гораздо комфортнее. Лишь после изобретения более менее безопасной модели и начал развиваться велотуризм, а также стали появляться разные модели велосипедов для нескольких человек.

Первый, максимально похожий на современный, велосипед Старли.

Велосипед Старли для нескольких человек

В 1896 году англичанин Джон Фостер Фрейзер с двумя товарищами отправились в велопутешествие по всему миру — они проехали около 20 000 миль, через 17 стран и 3 континента, а заняло такое путешествие 2 года и 2 месяца! А в 1900-х годах русский спортсмен Анисим Панкратов совершил кругосветное путешествие на велосипеде — оно также заняло около 2 лет, а расстояние равнялось 48 000 км. После таких громких событий велотуризм стал развиваться с молниеносной скоростью.

В 1880 году в Петербурге был составлен устав и представлен властям на утверждение, в этом же году Петербургская управа зарегистрировала около 100 велосипедистов. В июле 1883 года в Москве состоялись первые соревнования, которые считаются датой рождения велосипедного спорта в России, участников собралось аж 7 человек! Первый туристический велоклуб в России появился в Санкт-Петербурге в конце 19 века. Революции и военное время остановили и отбросили все направления и сферы жизни общества, велотуризм не стал исключением.

На период застоя в развитии велотуризма также повлияло внедрение автомобилей для личного пользования. Более основательно история велотуризма начинается с 1958 года — в это время образовался Ленинградский клуб туристов, который объединил все виды туризма. Самый пик пришелся на 70-80-е годы, когда группа велотуристов из Ленинграда совершила ряд сложных экспедиций по Кавказу, Памиру, Тянь-Шаню и Алтаю. В это время стали появляться велотуристские секции и клубы в разных городах страны – в Ростове-на-Дону, Горьком, Караганде, Харькове, затем в Рязани, Казани, Владимире, Донецке, Запорожье и прочих. Позже эти города стали основными центрами организованного велотуризма, в них проводились слеты и соревнования, ПВД и многодневные походы.

Русские туристы в велопоходе на Оймякон 1991. Велосипеды «Альтаир» и «Салют»

В настоящее время велотуризм продолжает активно развиваться в разных направлениях, как любительском, так и спортивном. Модернизируются модели велосипедов, и от тех давнишних изобретений остался лишь примерный облик двухколесного «самоката».

🌲Автор статьи: Мария К. — инструктор клуба.

Поделиться:
Записаться в поход

    ФИО*

    Ваш телефон*

    Ваш e-mail*

    Ваш возраст

    Город*

    Поход*

    Дата похода*

    Номер клубной карты (при наличии)

    Дополнительно

    как Вы о нас узнали?

    Нажимая на кнопку, я выражаю свое согласие с Правилами обработки персональных данных