Автор рассказа: Александр Б., участник лыжного похода на Маньпупунер в марте 2021 года с командой City Escape.
ПРОЛОГ
Понятие «МЕЧТА» для каждого человека свое. Кто-то хочет, чтобы это была квинтэссенция его ожиданий и действий на пути к ней. Другие хотят, чтобы это было что-то недостижимое и далекое, ну а кто-то выбирает себе мечту, как краткосрочную цель, по достижении которой сразу ставит для себя новую.
Что значит это понятие для меня — сразу и не скажешь. Наверное, на разных этапах жизни, взросления и «хотелок» каждый из трех, а то и более критериев. К чему это я? Ах да, Маньпупунёр… Впервые этот топоним я услышал лет пять-шесть назад. Воспользовался помощью великого интернета, чтобы посмотреть, где это, что это и как добраться. Узнав, что это комплекс из семи останцев в республике Коми или, как их называют, столбы выветривания, подумал, что было здорово там побывать. Летом дорога к ним неблизкая, порядка ста километров в одну сторону через знаменитый перевал Дятлова, болотистую местность, с огромным рюкзаком, в сопровождении тучи мошки и гнуса. Можно без проблем добраться на вертолете, погулять и обратно. Либо зимой всю дорогу проделать на снегоходе. Но, как говорил один герой советского фильма: «Шурик, это не наши методы!», Вот и мне хотелось побывать там, совершив путь, как говорится, «по-взрослому».
И вот появилась ИДЕЯ (в душе назовем ее мечтой). Буквально чуть больше года назад, возвращаясь в поезде из лыжного автономного похода по Кенозерью Архангельской губернии, слушали с ребятами рассказы о том, что буквально через несколько дней по возвращении в Москву клуб CityEscape пойдет в поход-разведку на тот самый Маньпупунёр. Причем двое из участников нашего похода тоже планируют принять в нем участие. И тут засосало под ложечкой. Уже не помню, кто точно сказал: «А на следующий год я тоже пойду в этот поход». «И я, и я»:- сказали несколько ребят, среди которых был и я. Ну что ж, сказал, значит выполняй. Как себя называю в кавычках: «Ж опытный турист», после объявления новых дат на 2021 год отправил заявку на участие. Места на поход были забронированы, как горячие пирожки в студенческой столовой. А это еще раз говорит о качественной и профессиональной организации туристических походов у клуба.
Время выезда из Москвы все приближалось, а при этом нужно было решить множество вопросов со снаряжением. Понимая, что местами придется тропить, будут спуски и наборы высоты, не очень хотелось идти на своих беговых лыжах. Также сказывался тот фактор, что все-таки 200 сантиметров для меня немного длинновато, и на спусках будет не очень комфортно. А горнолыжник из меня еще тот. Еще год назад приобрел себе лыжи «Снаряжение», но вот незадача, в первый выход в лес на пару часов носок одной лыжи расклеился. После ремонта удалось их опробовать только в начале января в походе по Оршинскому Мху Тверской губернии. К сожалению, для себя сделал вывод, что когда ты идешь по буранке или зимнику, лучше что-то среднее между беговыми и туристическими. На отечественных туристических насечки, если честно, «не фонтан». А хорошие туристические лыжи — совсем другой бюджет. Но на январских праздниках, бороздя просторы интернета, выбирал себе различные модели, шириной в «талии» порядка 5-6 сантиметров. Когда дело перешло к покупке, оказалось, что многих моделей нет в Москве. И тут, о, удача…. По совету друзей (а именно Богданов Миша — инструктор клуба, за что ему огромное спасибо) посоветовал купить лыжи Madshus BC 50Mgv+. По факту это беговые лыжи с характеристикой Backcountry. Плюсом еще было, что приобрести их можно было со скидкой 50%. Вечером следующего дня эта модель уже стояла у меня в коридоре. На лыжи были установлены крепления NNN, т.к. хотелось идти в беговых ботинках. Крепления, также по совету, были выбраны механические. Уже имелся опыт оттаивания чаем из термоса автоматов у других участников походов.
Сами лыжи показали себя прекрасно в тренировочном ПВД по Северным лесам Подмосковья, а также в подъеме на гору Машак на Южном Урале на февральские праздники. К слову, насечки у них довольно неплохие. У одного из участников предстоящего похода лыжи оказались точно такой же модели.
Из другого снаряжения у меня почти все было, осталось докупить буквально мелочи: несколько пар новых теплых трекинговых носков, балаклаву, бахилы на беговые ботинки. Остался один незакрытый вопрос: воколуши – За и Против. На тренировочном выходе волокуши фирмы «ВЕК» со встроенным рюкзаком показали себя с положительной стороны. А туристический рюкзак можно нести практически пустой со спальником и пуховкой, зато и спине тепло… К самому походу, также по совету друзей, сделал на волокуши жесткую сцепку. К слову о пуховке — пора было брать новую, старая за последние четыре года изрядно износилась и уже не особо грела. Февральские в Башкирии встретили нас морозами минус 25-30 градусов днем, так что на Северный Урал через три недели хотелось приехать во всеоружии.
Ну что же, к походу готов, пора отправляться в путь.
В ПУТЬ-ДОРОГУ
Встретились с ребятами на Ярославском вокзале днем в пятницу. Погрузили общественное снаряжение и еду в багаж и тут…паровоз тронулся.
Практически все участники предпочли долгую дорогу до Ивделя в сорок часов и компанию друг друга. Двое участников похода родом из Воркуты и второй инструктор подсели к нам позже. Восемь участников собрались в одной плацкарте и почти все время пути общались. Тут подумалось, что может быть и хорошо, что у нас не было гитары… Жалко было бы других жителей вагона. В дороге мы лопали всякие вкусности, приготовленные инструкторами заранее. Как говорится, все входит в стоимость путевки. Аня приготовила на всех блинов, т.к. была масличная неделя. До настольных игр дело не дошло, зато поиграли в словестную игру «Контакт», причем довольно долго. На десерт у нас был просмотр фильма на ноутбуке «Злой дух Ямбуя», теперь срочно нужно искать книгу и читать ее. В дорогу брал великое произведение Федора Михайловича, но дочитать удалось только до того момента, когда Родион Раскольников совершил свое черное дело (ну надо же когда то начинать, если в школе не особо понравилось, а сочинение по произведению уже написали…). Вообще все в нашей плацкарте были словоохотливы. Вспоминали прошедшие походы, делились планами, мечтали попасть в поход-разведку на Плато Путорана с клубом или просто в месячный поход.
Долго ли, коротко ли, но мы приближались к станции Ивдель. В сумерках второго дня сделали небольшую прогулку по Нижнему Тагилу. По закону жанра сняли видео с криком: «ТАГИЛ!», но все-таки нас смущали граждане в погонах, которые при выкриках косились в нашу сторону. Особенно запомнилось стоять с кружкой чая в тамбуре последнего вагона и смотреть в след уходящей (но при этом надвигающейся) тайге.
Время 4.00 утра воскресенья, мы прибыли. Пора грузиться на заброску в «Шишигу».
Лыжи-сани наверх, рюкзаки в кузов. Карематы сверху, мы на них. Пока грузились, приехала вторая машина и из здания вокзала вышла еще одна группа туристов. Желающие употребили по таблетке Драмины от укачивания, и вперед. Чувствовали себя как Буратино в анекдоте. Не все участники из двух групп без потерь выдержали эти десять часов езды по зимнику. Где-то в середине пути машину останавливались примерно каждые пол часа, чтобы желающие могли прогуляться «до ветру». Хотя при этом кто-то легко трескал бананы и не боялся, что его укачает. Хорошо, что дороге все-таки удалось местами поспать. А пара участников почти всю дорогу провели в сладких сновидениях, молодцы! Десять часов в ГАЗ-66 прошли заметно…
Прибыли на базу геологов. Легкий перекус, ждем прибытия манси с санями.
Манси прибыли, грузимся… Оказалось, что не показалось, а места для участников двух групп впритык. А еще нужно грузить лыжи нашей группы (вторая группа «халявщики», им дадут напрокат. Но когда узнал, какие лыжи им дадут, и что многие без опыта, ребят стало жаль). А еще наши рюкзаки. В итоге все погрузились, вторая группа рванула с места и укатила. Мне с товарищем достались шикарные места в носу саней буквально на лыжах. Во время всей поездки беспокоили два момента: бедные наши ребра, кости и остальные человеческие детали, а еще больше, что под нами лыжи, а весь поход еще впереди. Тогда уже сразу к человеческим деталям: за более чем шесть часов езды, учитывая, что вечерело и мы устали, по приезду (особенно на утро) было ощущение, что тебя били пару часов ногами какие-то нехорошие люди, в простонародье «редиски».
Вернемся к нашим баранам… Группа, которая рванула с места, далеко уехать не смогла, снегоходы были перегружены. Решили перегружаться и распределять груз. Поехали дальше, у одного из снегоходов сани начали разваливаться, а нам еще ехать и ехать. К нам на встречу приехал еще один снегоход, наконец нормально распределили груз и дальше в путь. Пейзаж мелькать стал шустрее, даже устроили небольшие гонки на снегоходах между водителями Манси. Спустя около трех часов дороги прибыли в поселок. Многие участники решили, что «УРА», мы прибыли и можно выдохнуть. НО! Тут на порог ближнего дома вышел покурить местный дедушка и сказал, что нам еще до старой базы геологов Трехречье (места старта лыжной части) еще порядка 30-35 км и еще три часа пути в этом прекрасном транспорте. Уныние некоторых участников было скрашено чаепитием у местной семьи (единственной в этом, так называем, поселке Турват). Мы же с ребятами и девчатами погрызли приготовленными мной дома сушеными чипсами из куриной грудки, сделали пару фото на фоне заката и недавно выделанной шкуры медведя. Мы готовы дальше в путь.
Оставшиеся три часа пути прошли по-разному. Где-то наш снегоход несся впереди всех, а где-то мы выкапывали его из сугроба. Крайний час пути меня развлекал в наушнике Юра Музыкант и созерцание звезд. Примерно в этот момент спина уже сказала следующее: «Дома поговорим».
Мы прибыли на базу геологов. Изначально думали немного пройти на лыжах и заночевать лесу, ну куда уже — народ валится с ног. Заселись в небольшой домик с печкой, оперативно сходили за водой и начали готовить ужин, кипятить чай. Натопили так, что комфортнее было стоять с миской на улице и поглощать горячую еду, чем сидеть кучей народу в домике. Напоследок, мы с другом вышли подышать и попить чай на свежий воздух, полюбоваться звездами. Но не одни мы такие романтики. Познакомились с участницей из другой группы, заболтались. А когда вернулись на место ночлега, почти вся группа спала. Решили не тревожить друзей и поступили, как и думали заранее: расстелили карематы под их общей «шконкой», взяли спальники и легли спать в объятиях запаха соломы. Ершалаим накрыла тьма…
ЛЫЖНЮ!
Утреннее пробуждение, дележка общака, размышления о том, куда погрузить бензопилу и печку для зимней палатки-шатра, т.к. саней-волокуш не так много. До этого плотный завтрак и горячий чай, и заправка термосов. К старту готов! Пока собираются остальные участники — можно еще хлебнуть горячего чайку, поболтать с новыми друзьями. Как выяснилось, параллельная группа будет идти до самого плато на день больше нашего. Это правильно, к снаряжению, которое берешь в прокат, нужно еще привыкнуть. В любом случае с ребятами еще удастся пересечься на обратном пути, либо в какой-нибудь из точек финиша.
Стартанули. Практически сразу вышли на реку Луцоулья. Но даже по пути на буранку на реке удалось ощутить всю прелесть, когда ты сходишь с тропы и даже в лыжах уходишь по икры в мягкий и пушистый снег Северного Урала. Вытянувшись колонной, шли по извилистой реке. По сути, скорость нашего движения не была быстрой, порядка трех с половиной-четырех километров в час. Нам тоже надо привыкнуть к рюкзакам, волокушам и красивой природе берегов вокруг. Повезло и с погодой — за бортом было не более восьми-десяти градусов ниже нуля. Сделав три часовых перехода, остановились перекусить и попить горячего чая из термосов. Топить снег и греть его на горелке нет времени, т.к. желательно пройти сегодня как можно больше по реке. Десятка пройдена, нужно еще минимум шесть, а лучше больше.
После перекуса снова шли по реке, на которой начали появляться промоины вдоль берегов. И даже через промоину было видно, какая чистая в реке вода. Прошли по правому берегу на тринадцатом километре возможную стоянку другой группы — было видно, что там есть не особо засыпанное снегом место под палатку и костер. Ну а нам идти дальше. В районе шестнадцатого километра прошли место, где год назад стояла группа Сити Эскейп. Ну а мы, такое ощущение, что движемся по МКАД, обозначая километры, пройденные по реке. Хотя иногда от количества поворотов, особенно на второй день, казалось, что мы движемся кругами. Примерно в районе трех часов мы пришли на место стоянки, оставив позади около восемнадцати километров. Впереди установка лагеря.
Хотя времени на все это и достаточно, но дел довольно много. Нужно утоптать место под палатку при помощи лыж, поставить саму палатку. При этом лыжи снимать нежелательно, иначе доставай себя потом обратно, стоя по пояс в снегу. Выкопать место под кострище и вокруг него. А это, на минуточку, копать снег глубиной выше поса. Повесить тросик для костра, повесить тент. Собственно развести сам костер. А для этого надо еще за дровами сходить, тоже на лыжах. Здесь выручила бензопила, которую взял руководитель нашего путешествия с собой. Финалом подготовки лагеря было обустройство уборной для наших милых дам. Успели до сумерек. Благо еще не пришлось топить снег, недалеко на реке была промоина. Пока готовили лагерь, мимо нас по реке прошла группа туристов, которые уже видели (я на это очень сильно надеюсь) Маньпупунёр. Закончился первый день лыжного путешествия.
Подъем завтра в районе шести утра (довольно поздний, учитывая наш последующий график). Предстояло пройти не так много — километров семь максимум, но при этом с подъёмом в горку. Выходим на реку, где-то меньше, чем через час оказываемся в верховьях реки Янысос. Небольшой переход и начинается подъем на Уральский хребет по склону горы Печерья-Таляхчахль. У каждого из участников разные лыжи и разный вес рюкзака и снаряжения. Спустя некоторое время кто-то из участников предпочитает спешиться, прикрепив лыжи по бокам рюкзака, кто-то пристегивает их к волокушам. Трое участников надевают камуса, а у одной из участниц он оказывается собственного изготовления. Однако! Примерно половину пути я шел на лыжах, где-то приходилось «ёлочкой». Насечки делали свое дело. Потом решил лыжи снять, довольно крутоватый участок на подъем, да и волокуши местами оттягивали обратно вниз. Благо, когда участок выравнивался, можно было быстро надеть их обратно, что позволяли механические крепления.
Затем начался спуск, он становился все круче. Многие сняли лыжи, чтобы потом не собирать части друг дружки на узкой вертлявой тропинке между деревьями. Кто был на камусах — снова в седле. Они не только помогают подняться на склон, но и не слишком быстро с него спуститься. Вывод, который я в итоге сделал: камус нужная штука!
А вот мы уже недалеко и от границы зоны леса, пора искать место для лагеря. Место найдено, ставим лагерь. Получается полудневка, а завтра ранняя радиалка на Пупы. Пройдено шесть с небольшим. Подъем предварительно в три утра (ночи), выход не позже пяти. Пока группа занята лагерем, а тут на минуточку, еще снег топить надо, руководитель, наш бессменный Филипп, выпивает всего кружку чая и идет наверх на разведку. На вопрос: «Фил, в течение часа вернешься?» мы слышим утвердительный ответ. Лагерь готов, палатка установлена, борщ собственноручно приготовлен (уж очень я их люблю и слопал за ужин и завтрак пять тарелок), а Филиппа все нет. Спустя два часа и некоторого количества минут он возвращается. В этом году тропа до Вологодской Грани несколько другая. У лыжников и снегоходчиков она расходится. Когда мы еще были дома, то получили информацию, что в вагончиках Вологодской Грани ночевать не получится (и даже хорошо, слишком там ветерок гуляет), а до этих вагончиков идти не больше трех километров. Ну, подумаешь, радиалка не 20, а 25 километров – ничего страшного. По факту в одну сторону до Грани пять, а то и больше. На градуснике по ощущениям становится теплее, значит, наверху может быть сильный ветер и даже метель.
Принимается решение: ранний подъем. С собой берем спальники, коврики, бензиновую горелку и еду на перекус, ужин и завтрак, но по-минимуму. Идти в обе стороны в районе тридцати километров, непонятно при какой погоде и совсем не по равнине. Остальные решения будут приниматься по обстоятельствам.
Проснулись, дежурные приготовили завтрак. Термоса залиты с вечера, снег на завтрак натоплен также заранее. Видимо, либо термос уже не слишком молод, либо люблю чай погорячее, но каркаде из термоса переливаю в бутылку из-под сахара (да, да в бутылку). В термос кипяток, да побольше вкусной заварки. Напиток под кодовым словом «Сахар» нам еще пригодится, даже на морозе.
Самый крутой подъем от лагеря преодолели пешком. Зона леса все реже и реже, ветер усиливается, надеваем лыжи. Когда идешь по редкому лесу в темноте при ветре и падающем снеге, это напоминает яблоневый сад (это не мои мысли, подслушал у участницы). Ближе к началу рассвета стоим на довольно хорошей обдуваемой площадке, видимость по сторонам от нас метров двадцать от силы. Траверсом по навигатору идем в сторону домиков Вологодской грани. Местами наст становится все крепче и насечки уже не держат. Многие разуваются, конечно, не прямо до носков (не слишком высоко, чтобы нас настигла «горняшка»). Хотя ощущение такое, что ты на лыжном восхождении.
Спустя каких-то четыре часа прибываем к домикам Вологодской грани. На часах около девяти утра (что важно, по местному времени, Свердловскому). Есть свободный домик, ну как домик, горный модуль. Внутри примерно три на девять метров на восемь спальных мест. Надо закинуться углеводами и немного согреться.
В ПРЕДВКУШЕНИИ МЕЧТЫ
Изначально был план следующий: лыжи оставляем на Вологодской грани и пешком идем на Маньпупунер, до домика инспекторов десять километров. В прошлом году группа так и поступила. Снега при этом было значительно меньше. Понимаем, что в этом году такой катет не прокатит, но оно и к лучшему — на лыжах быстрее. Выдвинувшись в сторону реки Печоры, идем сначала пешком – сильный ветер и крепкий наст не очень способствуют движению на лыжах. Довольно скоро надеваем лыжи, спуск с горки и мы оказываемся в волшебном лесу. В нем нет ветра, а деревья одеты в снежные шубы.
Порядка пяти километров прикольных покатушек по маленьким холмам — как раз мой уровень лыжника, и мы оказываемся на берегу великой реки Печоры. А вот теперь какой интересный фокус. На поезде мы прибыли в Ивдель — Свердловская область, на снегоходах в район озера Турват, мы оказались в Ханты-Мансийском автономном округе. В этих регионах часовой пояс плюс два часа к Москве. Пересекаем реку Печору в том месте, где мы были (по карте буквально пару километров не доходя до ее истока) и мы снова в Московском часовом поясе и республике Коми (а столбы выветривания находятся именно там). Как же мы были удивлены (кроме участников из Воркуты), что в другом часовом поясе. Но об этом мы узнали только уже в домике инспекторов, а об этом чуть позже подробнее.
Передохнув на берегу Печоры и попив чаю, пошли дальше. Предварительно сделали красивые фотографии всей группой. Немного попетляв по реке, начали по зоне леса подниматься в гору. До домика инспекторов оставалось порядка пяти километров, а там и само плато вот-вот покажется. За пару переходов вышли из зоны леса наверх и тут очередной сюрприз — мести начинает буквально сразу. Идем траверсом, осталось километра полтора, не видно ничегошеньки.
Становится местами грустно… Ехали, ехали, шли, поднимались, а в итоге? Придём уставшие, ничего не видно, а еще столько же обратно идти. Грусть-тоска. В итоге дошли до инспекторов, сели отдохнуть на улочке. Руководитель пошел внутрь, мы в ожидании.
Минут пятнадцать трепетного ожидания и, о, удача, нам разрешено переночевать. Мы могли попроситься погреться, посмотреть одним Столбы глазом и обратно. Силенок конечно убавилось, да и зачем «лишние случаи на стройке». Но в первую очередь все люди и друг друга прекрасно понимают. Спасибо ребятам.
Немного погревшись и попив чаю, принято решение – идем смотреть. Что увидим, то увидим. А завтра ранний подъем, бегом на лыжах на вторую попытку осмотра и в обратный путь.
МАНЬПУПУНЁР
Фонарики на голову и пошли. Идти до первого Столба не так много, около тысячи метров. Вот только проблема в другом — ничего не видно. По пути встретили группу господ, которые возвращались на свои снегоходы. От них узнали, что если вплотную подойти, то все видно, но без панорамы. Подошли к первому останцу, прижались к нему, он весь в снегу. Сделали, как получилось, на его фоне общее фото. Пошли дальше. Группа начала разбредаться, главное никого не потерять. Вот уже появился второй Столб, снова писки-крики, надо как можно более красиво сфотографироваться. Дальше группа из двух столбов и крайняя группа из трех. Всех увидели вблизи. Где-то неподалеку вроде как обрыв, могу ошибаться. Побродили вокруг, осмотрели все как могли.
Метель и туман иногда местами расступались, и тогда на мгновение можно было увидеть группу столбов. Но все сразу не видно. В сумерках вернулись обратно. Лыжи всей группы, воткнутые в снег, смотрелись очень красиво, их успело занести снегом.
В домики инспекторов оперативно начали готовить ужин, кипятить чай, сушить вещи. Во всем этом действе узнали, что сейчас находимся в часовом московском поясе и несколько минут пытались понять, во сколько у нас ранний подъем, чтобы и хозяев не разбудить слишком рано, и выйти на рассвете на столбы. Наконец улеглись — нужно отдохнуть.
Подъем не заставил себя ждать. Иногда казалось, что за весь поход проспал всего часов тридцать, не больше. При этом, когда бы не встал, и сколько бы не проспал, чувствовал себя достаточно бодро. Вот она великая сила Северного Урала!
Быстро перекусили, рюкзаки собраны, выходим на улицу — вроде бы пока есть видимость. Надеваем лыжи и бегом к столбам. По сравнению с предыдущим вечером утром погода нам благоволила. На подходе увидели сразу все плато Маньпупунер. Все сразу разбежались кто куда. Всем хочется красивых ракурсов, увидеть лес с вершины плато. Я зажег файер, сделал несколько фото на фоне первого столба. Естественно, в запланированный тайминг мы не уложились, а нам еще возвращаться обратно семнадцать километров. Погода лучше, чем была накануне, но непонятно в каком состоянии лагерь после такой пурги. А еще, если мы хотим погулять по Ивделю, то нужно пройти теперь за один день двухдневный километраж. И, соответственно, ранний подъем, как обычно часа в три.
Зато! Мы увидели Столбы Выветривания в плохую погоду. Утром прогулялись и увидели их в хорошую. Наши лица довольны, можно и обратно. Еще раз спасибо ребятам-инспекторам Печоро-Илычского заповедника за то, что разрешили нам переночевать у себя. А мечты все-таки сбываются!
НА ОБРАТНОМ ПУТИ
Возвращаясь обратно в приподнятом настроении, каждый из нас вспоминал увиденное чудо. Спуск обратно в сторону Печоры был еще интереснее. Горка круче, за ночь неплохо навалило снега. Местами я и некоторые участники купаются в пушистом снегу. Чтобы не накупаться, можно спуститься просто по пухляку между деревьями. Спускаемся в зону леса, тут можно устроить небольшие гонки и лыжникам среднего класса. Помните шутку? Кто круче: лыжник или сноубордист?. Конечно правильный ответ: турист! 🙂
Вот и оказались на берегу Печоры, где еще вчера пили чай, когда шли в сторону своей мечты. Погрызли баранок, орехов, сушеного мяса, пора и на гору подниматься. Подъем обещает быть проще, да и дорога в любом случае будет проще, когда увидел, что хотел. Буквально через минут двадцать встречаем старых знакомых. Ребята уверенно идут вперед, облизываясь от предвкушения того, что их ждет. Перекидываемся парой слов, желаем удачи.
На Вологодской Грани нас ждет ветер, он уже не так страшен. Остаток пути до лагеря прошел практически незаметно. Сделали несколько красивых фотографий на склоне горы, остался небольшой спуск. Уже видна лесная зона, где находится лагерь. Спуск до леса у каждого прошел по-своему. Кто-то, как опытный горнолыжник, полностью спустился на лыжах до зоны леса, кто-то, как неопытный, сначала упал несколько раз, чтобы потом снять лыжи и остаток пути пройти пешком. Ну а некоторые, не мудрствуя лукаво, просто пошли пешком. Еще минут двадцать по пухляку между деревьями, и мы в лагере.
А там нас ждал сюрприз. Центральный кол палатки сломался от тяжести снега, и она оказалась завалена, а с виду как будто ее забросили несколько недель назад. Срубаем новый, восстанавливаем прежний вид, топим печку. Пора ужинать и отдыхать. Завтра по факту последний день на лыжах. Планируем пройти весь путь до базы Трехречье, порядка двадцати двух километров. Надо рано встать и выйти не позже пяти утра.
Просыпаемся, собираем лагерь, выходим затемно. Спуск, подъем, очередной спуск и мы уже в верховьях реки Янысос. На улице светает, на реке начинает покалывать легкий морозец. Проходя по реке Луцоулье, оглядываемся на наш первый лагерь. Еще пару переходов и делаем перекус. До базы остается около двенадцати километров, а это три с небольшим часа в пути.
Вот мы и пришли, снимаем лыжи, упаковываем снаряжение. Есть немного времени вскипятить и попить горячего чая до отправки в деревню к манси. Несколько часов в санях и вот мы уже заселяемся в гостевой домик в мансийской деревне. Нас угощают мясом лося, чтобы мы приготовили вкусную похлебку. А еще для нас растопили баню и мы можем там погреться и помыться. Пока готовим в домике ужин, отправляем первыми в баню девчонок, а по их возвращению идем сами. Погревшись и помывшись, возвращаемся в домик, а горячая вкусная еда уже нас дожидается.
Все хорошее, как известно, имеет свойства заканчиваться, так вот заканчивается и наше прекрасное путешествие. Остался день выброски до Ивделя, небольшая культурная программа в самом городке и пора домой. До Ивдели добрались в тот тайминг, в который планировали, а именно еще порядка трех часов в санях с манси и десять часов на вахтовке. Приехали и заселились в самую что ни на есть обычную городскую баню. И сегодня снова можно попариться, только уже с вениками. Только сначала надо бы перекусить и побаловать себя разными вкусностями.
Наутро нас ждал местный краеведческий музей, куда сходили вместе с ребятами из второй группы, которые приехали с утра в ту же самую баню. Прогулка по городу, покупка сувениров — как же без новых магнитиков! Прогулка к скалистому каньону реки Ивдель никого не оставила равнодушным. Показалось, что находишься на Усьвинских столбах Южного Урала.
А вот уже и время паровоза в Екатеринбург. Утром мы в столице Свердловской области. Почти все участники планируют лететь в Москву самолетом, чтобы сэкономить время. Еще несколько часов и за иллюминатором самолета мелькает столица, потом получение багажа и лыж, такси, лифт на этаж. Из зимнего Урала быстро оказываешься в весенней Москве. Пора разбирать рюкзак и фотографии с похода.
ЭПИЛОГ
Дорога длиною в девять дней подошла к концу. За пять дней на лыжах пройдено около восьмидесяти пяти километров. Очерк не получилось сделать коротким, так как хотелось описать эмоции не только во время путешествия, но и мысли до его начала.
Если говорить о погоде, то нам очень с ней повезло, и Северный Урал встретил нас с распростертыми объятиями. Удалось побывать в той снежной зиме (по факту уже весне) из-за которой так любишь подобные места.
Каждый участник команды внес свой вклад, чтобы данное мероприятие надолго врезалось в память. Сам поход и места были просто удивительны.
Если дать совет туристам, которые туда только собираются, то относитесь к подбору снаряжения и одежды ответственно и тогда поход принесет только удовольствие, а погода не испортит ваше настроение.
И, конечно же, до встречи в новых походах…
(с) Александр Б., участник лыжного похода на Маньпупунер в марте 2021 года с командой City Escape.
Автор рассказа: Александр Б., участник лыжного похода на Маньпупунер в марте 2021 года с командой City Escape.
ПРОЛОГ
Понятие «МЕЧТА» для каждого человека свое. Кто-то хочет, чтобы это была квинтэссенция его ожиданий и действий на пути к ней. Другие хотят, чтобы это было что-то недостижимое и далекое, ну а кто-то выбирает себе мечту, как краткосрочную цель, по достижении которой сразу ставит для себя новую.
Что значит это понятие для меня — сразу и не скажешь. Наверное, на разных этапах жизни, взросления и «хотелок» каждый из трех, а то и более критериев. К чему это я? Ах да, Маньпупунёр… Впервые этот топоним я услышал лет пять-шесть назад. Воспользовался помощью великого интернета, чтобы посмотреть, где это, что это и как добраться. Узнав, что это комплекс из семи останцев в республике Коми или, как их называют, столбы выветривания, подумал, что было здорово там побывать. Летом дорога к ним неблизкая, порядка ста километров в одну сторону через знаменитый перевал Дятлова, болотистую местность, с огромным рюкзаком, в сопровождении тучи мошки и гнуса. Можно без проблем добраться на вертолете, погулять и обратно. Либо зимой всю дорогу проделать на снегоходе. Но, как говорил один герой советского фильма: «Шурик, это не наши методы!», Вот и мне хотелось побывать там, совершив путь, как говорится, «по-взрослому».
И вот появилась ИДЕЯ (в душе назовем ее мечтой). Буквально чуть больше года назад, возвращаясь в поезде из лыжного автономного похода по Кенозерью Архангельской губернии, слушали с ребятами рассказы о том, что буквально через несколько дней по возвращении в Москву клуб CityEscape пойдет в поход-разведку на тот самый Маньпупунёр. Причем двое из участников нашего похода тоже планируют принять в нем участие. И тут засосало под ложечкой. Уже не помню, кто точно сказал: «А на следующий год я тоже пойду в этот поход». «И я, и я»:- сказали несколько ребят, среди которых был и я. Ну что ж, сказал, значит выполняй. Как себя называю в кавычках: «Ж опытный турист», после объявления новых дат на 2021 год отправил заявку на участие. Места на поход были забронированы, как горячие пирожки в студенческой столовой. А это еще раз говорит о качественной и профессиональной организации туристических походов у клуба.
Время выезда из Москвы все приближалось, а при этом нужно было решить множество вопросов со снаряжением. Понимая, что местами придется тропить, будут спуски и наборы высоты, не очень хотелось идти на своих беговых лыжах. Также сказывался тот фактор, что все-таки 200 сантиметров для меня немного длинновато, и на спусках будет не очень комфортно. А горнолыжник из меня еще тот. Еще год назад приобрел себе лыжи «Снаряжение», но вот незадача, в первый выход в лес на пару часов носок одной лыжи расклеился. После ремонта удалось их опробовать только в начале января в походе по Оршинскому Мху Тверской губернии. К сожалению, для себя сделал вывод, что когда ты идешь по буранке или зимнику, лучше что-то среднее между беговыми и туристическими. На отечественных туристических насечки, если честно, «не фонтан». А хорошие туристические лыжи — совсем другой бюджет. Но на январских праздниках, бороздя просторы интернета, выбирал себе различные модели, шириной в «талии» порядка 5-6 сантиметров. Когда дело перешло к покупке, оказалось, что многих моделей нет в Москве. И тут, о, удача…. По совету друзей (а именно Богданов Миша — инструктор клуба, за что ему огромное спасибо) посоветовал купить лыжи Madshus BC 50Mgv+. По факту это беговые лыжи с характеристикой Backcountry. Плюсом еще было, что приобрести их можно было со скидкой 50%. Вечером следующего дня эта модель уже стояла у меня в коридоре. На лыжи были установлены крепления NNN, т.к. хотелось идти в беговых ботинках. Крепления, также по совету, были выбраны механические. Уже имелся опыт оттаивания чаем из термоса автоматов у других участников походов.
Сами лыжи показали себя прекрасно в тренировочном ПВД по Северным лесам Подмосковья, а также в подъеме на гору Машак на Южном Урале на февральские праздники. К слову, насечки у них довольно неплохие. У одного из участников предстоящего похода лыжи оказались точно такой же модели.
Из другого снаряжения у меня почти все было, осталось докупить буквально мелочи: несколько пар новых теплых трекинговых носков, балаклаву, бахилы на беговые ботинки. Остался один незакрытый вопрос: воколуши – За и Против. На тренировочном выходе волокуши фирмы «ВЕК» со встроенным рюкзаком показали себя с положительной стороны. А туристический рюкзак можно нести практически пустой со спальником и пуховкой, зато и спине тепло… К самому походу, также по совету друзей, сделал на волокуши жесткую сцепку. К слову о пуховке — пора было брать новую, старая за последние четыре года изрядно износилась и уже не особо грела. Февральские в Башкирии встретили нас морозами минус 25-30 градусов днем, так что на Северный Урал через три недели хотелось приехать во всеоружии.
Ну что же, к походу готов, пора отправляться в путь.
В ПУТЬ-ДОРОГУ
Встретились с ребятами на Ярославском вокзале днем в пятницу. Погрузили общественное снаряжение и еду в багаж и тут…паровоз тронулся.
Практически все участники предпочли долгую дорогу до Ивделя в сорок часов и компанию друг друга. Двое участников похода родом из Воркуты и второй инструктор подсели к нам позже. Восемь участников собрались в одной плацкарте и почти все время пути общались. Тут подумалось, что может быть и хорошо, что у нас не было гитары… Жалко было бы других жителей вагона. В дороге мы лопали всякие вкусности, приготовленные инструкторами заранее. Как говорится, все входит в стоимость путевки. Аня приготовила на всех блинов, т.к. была масличная неделя. До настольных игр дело не дошло, зато поиграли в словестную игру «Контакт», причем довольно долго. На десерт у нас был просмотр фильма на ноутбуке «Злой дух Ямбуя», теперь срочно нужно искать книгу и читать ее. В дорогу брал великое произведение Федора Михайловича, но дочитать удалось только до того момента, когда Родион Раскольников совершил свое черное дело (ну надо же когда то начинать, если в школе не особо понравилось, а сочинение по произведению уже написали…). Вообще все в нашей плацкарте были словоохотливы. Вспоминали прошедшие походы, делились планами, мечтали попасть в поход-разведку на Плато Путорана с клубом или просто в месячный поход.
Долго ли, коротко ли, но мы приближались к станции Ивдель. В сумерках второго дня сделали небольшую прогулку по Нижнему Тагилу. По закону жанра сняли видео с криком: «ТАГИЛ!», но все-таки нас смущали граждане в погонах, которые при выкриках косились в нашу сторону. Особенно запомнилось стоять с кружкой чая в тамбуре последнего вагона и смотреть в след уходящей (но при этом надвигающейся) тайге.
Время 4.00 утра воскресенья, мы прибыли. Пора грузиться на заброску в «Шишигу».
Лыжи-сани наверх, рюкзаки в кузов. Карематы сверху, мы на них. Пока грузились, приехала вторая машина и из здания вокзала вышла еще одна группа туристов. Желающие употребили по таблетке Драмины от укачивания, и вперед. Чувствовали себя как Буратино в анекдоте. Не все участники из двух групп без потерь выдержали эти десять часов езды по зимнику. Где-то в середине пути машину останавливались примерно каждые пол часа, чтобы желающие могли прогуляться «до ветру». Хотя при этом кто-то легко трескал бананы и не боялся, что его укачает. Хорошо, что дороге все-таки удалось местами поспать. А пара участников почти всю дорогу провели в сладких сновидениях, молодцы! Десять часов в ГАЗ-66 прошли заметно…
Прибыли на базу геологов. Легкий перекус, ждем прибытия манси с санями.
Манси прибыли, грузимся… Оказалось, что не показалось, а места для участников двух групп впритык. А еще нужно грузить лыжи нашей группы (вторая группа «халявщики», им дадут напрокат. Но когда узнал, какие лыжи им дадут, и что многие без опыта, ребят стало жаль). А еще наши рюкзаки. В итоге все погрузились, вторая группа рванула с места и укатила. Мне с товарищем достались шикарные места в носу саней буквально на лыжах. Во время всей поездки беспокоили два момента: бедные наши ребра, кости и остальные человеческие детали, а еще больше, что под нами лыжи, а весь поход еще впереди. Тогда уже сразу к человеческим деталям: за более чем шесть часов езды, учитывая, что вечерело и мы устали, по приезду (особенно на утро) было ощущение, что тебя били пару часов ногами какие-то нехорошие люди, в простонародье «редиски».
Вернемся к нашим баранам… Группа, которая рванула с места, далеко уехать не смогла, снегоходы были перегружены. Решили перегружаться и распределять груз. Поехали дальше, у одного из снегоходов сани начали разваливаться, а нам еще ехать и ехать. К нам на встречу приехал еще один снегоход, наконец нормально распределили груз и дальше в путь. Пейзаж мелькать стал шустрее, даже устроили небольшие гонки на снегоходах между водителями Манси. Спустя около трех часов дороги прибыли в поселок. Многие участники решили, что «УРА», мы прибыли и можно выдохнуть. НО! Тут на порог ближнего дома вышел покурить местный дедушка и сказал, что нам еще до старой базы геологов Трехречье (места старта лыжной части) еще порядка 30-35 км и еще три часа пути в этом прекрасном транспорте. Уныние некоторых участников было скрашено чаепитием у местной семьи (единственной в этом, так называем, поселке Турват). Мы же с ребятами и девчатами погрызли приготовленными мной дома сушеными чипсами из куриной грудки, сделали пару фото на фоне заката и недавно выделанной шкуры медведя. Мы готовы дальше в путь.
Оставшиеся три часа пути прошли по-разному. Где-то наш снегоход несся впереди всех, а где-то мы выкапывали его из сугроба. Крайний час пути меня развлекал в наушнике Юра Музыкант и созерцание звезд. Примерно в этот момент спина уже сказала следующее: «Дома поговорим».
Мы прибыли на базу геологов. Изначально думали немного пройти на лыжах и заночевать лесу, ну куда уже — народ валится с ног. Заселись в небольшой домик с печкой, оперативно сходили за водой и начали готовить ужин, кипятить чай. Натопили так, что комфортнее было стоять с миской на улице и поглощать горячую еду, чем сидеть кучей народу в домике. Напоследок, мы с другом вышли подышать и попить чай на свежий воздух, полюбоваться звездами. Но не одни мы такие романтики. Познакомились с участницей из другой группы, заболтались. А когда вернулись на место ночлега, почти вся группа спала. Решили не тревожить друзей и поступили, как и думали заранее: расстелили карематы под их общей «шконкой», взяли спальники и легли спать в объятиях запаха соломы. Ершалаим накрыла тьма…
ЛЫЖНЮ!
Утреннее пробуждение, дележка общака, размышления о том, куда погрузить бензопилу и печку для зимней палатки-шатра, т.к. саней-волокуш не так много. До этого плотный завтрак и горячий чай, и заправка термосов. К старту готов! Пока собираются остальные участники — можно еще хлебнуть горячего чайку, поболтать с новыми друзьями. Как выяснилось, параллельная группа будет идти до самого плато на день больше нашего. Это правильно, к снаряжению, которое берешь в прокат, нужно еще привыкнуть. В любом случае с ребятами еще удастся пересечься на обратном пути, либо в какой-нибудь из точек финиша.
Стартанули. Практически сразу вышли на реку Луцоулья. Но даже по пути на буранку на реке удалось ощутить всю прелесть, когда ты сходишь с тропы и даже в лыжах уходишь по икры в мягкий и пушистый снег Северного Урала. Вытянувшись колонной, шли по извилистой реке. По сути, скорость нашего движения не была быстрой, порядка трех с половиной-четырех километров в час. Нам тоже надо привыкнуть к рюкзакам, волокушам и красивой природе берегов вокруг. Повезло и с погодой — за бортом было не более восьми-десяти градусов ниже нуля. Сделав три часовых перехода, остановились перекусить и попить горячего чая из термосов. Топить снег и греть его на горелке нет времени, т.к. желательно пройти сегодня как можно больше по реке. Десятка пройдена, нужно еще минимум шесть, а лучше больше.
После перекуса снова шли по реке, на которой начали появляться промоины вдоль берегов. И даже через промоину было видно, какая чистая в реке вода. Прошли по правому берегу на тринадцатом километре возможную стоянку другой группы — было видно, что там есть не особо засыпанное снегом место под палатку и костер. Ну а нам идти дальше. В районе шестнадцатого километра прошли место, где год назад стояла группа Сити Эскейп. Ну а мы, такое ощущение, что движемся по МКАД, обозначая километры, пройденные по реке. Хотя иногда от количества поворотов, особенно на второй день, казалось, что мы движемся кругами. Примерно в районе трех часов мы пришли на место стоянки, оставив позади около восемнадцати километров. Впереди установка лагеря.
Хотя времени на все это и достаточно, но дел довольно много. Нужно утоптать место под палатку при помощи лыж, поставить саму палатку. При этом лыжи снимать нежелательно, иначе доставай себя потом обратно, стоя по пояс в снегу. Выкопать место под кострище и вокруг него. А это, на минуточку, копать снег глубиной выше поса. Повесить тросик для костра, повесить тент. Собственно развести сам костер. А для этого надо еще за дровами сходить, тоже на лыжах. Здесь выручила бензопила, которую взял руководитель нашего путешествия с собой. Финалом подготовки лагеря было обустройство уборной для наших милых дам. Успели до сумерек. Благо еще не пришлось топить снег, недалеко на реке была промоина. Пока готовили лагерь, мимо нас по реке прошла группа туристов, которые уже видели (я на это очень сильно надеюсь) Маньпупунёр. Закончился первый день лыжного путешествия.
Подъем завтра в районе шести утра (довольно поздний, учитывая наш последующий график). Предстояло пройти не так много — километров семь максимум, но при этом с подъёмом в горку. Выходим на реку, где-то меньше, чем через час оказываемся в верховьях реки Янысос. Небольшой переход и начинается подъем на Уральский хребет по склону горы Печерья-Таляхчахль. У каждого из участников разные лыжи и разный вес рюкзака и снаряжения. Спустя некоторое время кто-то из участников предпочитает спешиться, прикрепив лыжи по бокам рюкзака, кто-то пристегивает их к волокушам. Трое участников надевают камуса, а у одной из участниц он оказывается собственного изготовления. Однако! Примерно половину пути я шел на лыжах, где-то приходилось «ёлочкой». Насечки делали свое дело. Потом решил лыжи снять, довольно крутоватый участок на подъем, да и волокуши местами оттягивали обратно вниз. Благо, когда участок выравнивался, можно было быстро надеть их обратно, что позволяли механические крепления.
Затем начался спуск, он становился все круче. Многие сняли лыжи, чтобы потом не собирать части друг дружки на узкой вертлявой тропинке между деревьями. Кто был на камусах — снова в седле. Они не только помогают подняться на склон, но и не слишком быстро с него спуститься. Вывод, который я в итоге сделал: камус нужная штука!
А вот мы уже недалеко и от границы зоны леса, пора искать место для лагеря. Место найдено, ставим лагерь. Получается полудневка, а завтра ранняя радиалка на Пупы. Пройдено шесть с небольшим. Подъем предварительно в три утра (ночи), выход не позже пяти. Пока группа занята лагерем, а тут на минуточку, еще снег топить надо, руководитель, наш бессменный Филипп, выпивает всего кружку чая и идет наверх на разведку. На вопрос: «Фил, в течение часа вернешься?» мы слышим утвердительный ответ. Лагерь готов, палатка установлена, борщ собственноручно приготовлен (уж очень я их люблю и слопал за ужин и завтрак пять тарелок), а Филиппа все нет. Спустя два часа и некоторого количества минут он возвращается. В этом году тропа до Вологодской Грани несколько другая. У лыжников и снегоходчиков она расходится. Когда мы еще были дома, то получили информацию, что в вагончиках Вологодской Грани ночевать не получится (и даже хорошо, слишком там ветерок гуляет), а до этих вагончиков идти не больше трех километров. Ну, подумаешь, радиалка не 20, а 25 километров – ничего страшного. По факту в одну сторону до Грани пять, а то и больше. На градуснике по ощущениям становится теплее, значит, наверху может быть сильный ветер и даже метель.
Принимается решение: ранний подъем. С собой берем спальники, коврики, бензиновую горелку и еду на перекус, ужин и завтрак, но по-минимуму. Идти в обе стороны в районе тридцати километров, непонятно при какой погоде и совсем не по равнине. Остальные решения будут приниматься по обстоятельствам.
Проснулись, дежурные приготовили завтрак. Термоса залиты с вечера, снег на завтрак натоплен также заранее. Видимо, либо термос уже не слишком молод, либо люблю чай погорячее, но каркаде из термоса переливаю в бутылку из-под сахара (да, да в бутылку). В термос кипяток, да побольше вкусной заварки. Напиток под кодовым словом «Сахар» нам еще пригодится, даже на морозе.
Самый крутой подъем от лагеря преодолели пешком. Зона леса все реже и реже, ветер усиливается, надеваем лыжи. Когда идешь по редкому лесу в темноте при ветре и падающем снеге, это напоминает яблоневый сад (это не мои мысли, подслушал у участницы). Ближе к началу рассвета стоим на довольно хорошей обдуваемой площадке, видимость по сторонам от нас метров двадцать от силы. Траверсом по навигатору идем в сторону домиков Вологодской грани. Местами наст становится все крепче и насечки уже не держат. Многие разуваются, конечно, не прямо до носков (не слишком высоко, чтобы нас настигла «горняшка»). Хотя ощущение такое, что ты на лыжном восхождении.
Спустя каких-то четыре часа прибываем к домикам Вологодской грани. На часах около девяти утра (что важно, по местному времени, Свердловскому). Есть свободный домик, ну как домик, горный модуль. Внутри примерно три на девять метров на восемь спальных мест. Надо закинуться углеводами и немного согреться.
В ПРЕДВКУШЕНИИ МЕЧТЫ
Изначально был план следующий: лыжи оставляем на Вологодской грани и пешком идем на Маньпупунер, до домика инспекторов десять километров. В прошлом году группа так и поступила. Снега при этом было значительно меньше. Понимаем, что в этом году такой катет не прокатит, но оно и к лучшему — на лыжах быстрее. Выдвинувшись в сторону реки Печоры, идем сначала пешком – сильный ветер и крепкий наст не очень способствуют движению на лыжах. Довольно скоро надеваем лыжи, спуск с горки и мы оказываемся в волшебном лесу. В нем нет ветра, а деревья одеты в снежные шубы.
Порядка пяти километров прикольных покатушек по маленьким холмам — как раз мой уровень лыжника, и мы оказываемся на берегу великой реки Печоры. А вот теперь какой интересный фокус. На поезде мы прибыли в Ивдель — Свердловская область, на снегоходах в район озера Турват, мы оказались в Ханты-Мансийском автономном округе. В этих регионах часовой пояс плюс два часа к Москве. Пересекаем реку Печору в том месте, где мы были (по карте буквально пару километров не доходя до ее истока) и мы снова в Московском часовом поясе и республике Коми (а столбы выветривания находятся именно там). Как же мы были удивлены (кроме участников из Воркуты), что в другом часовом поясе. Но об этом мы узнали только уже в домике инспекторов, а об этом чуть позже подробнее.
Передохнув на берегу Печоры и попив чаю, пошли дальше. Предварительно сделали красивые фотографии всей группой. Немного попетляв по реке, начали по зоне леса подниматься в гору. До домика инспекторов оставалось порядка пяти километров, а там и само плато вот-вот покажется. За пару переходов вышли из зоны леса наверх и тут очередной сюрприз — мести начинает буквально сразу. Идем траверсом, осталось километра полтора, не видно ничегошеньки.
Становится местами грустно… Ехали, ехали, шли, поднимались, а в итоге? Придём уставшие, ничего не видно, а еще столько же обратно идти. Грусть-тоска. В итоге дошли до инспекторов, сели отдохнуть на улочке. Руководитель пошел внутрь, мы в ожидании.
Минут пятнадцать трепетного ожидания и, о, удача, нам разрешено переночевать. Мы могли попроситься погреться, посмотреть одним Столбы глазом и обратно. Силенок конечно убавилось, да и зачем «лишние случаи на стройке». Но в первую очередь все люди и друг друга прекрасно понимают. Спасибо ребятам.
Немного погревшись и попив чаю, принято решение – идем смотреть. Что увидим, то увидим. А завтра ранний подъем, бегом на лыжах на вторую попытку осмотра и в обратный путь.
МАНЬПУПУНЁР
Фонарики на голову и пошли. Идти до первого Столба не так много, около тысячи метров. Вот только проблема в другом — ничего не видно. По пути встретили группу господ, которые возвращались на свои снегоходы. От них узнали, что если вплотную подойти, то все видно, но без панорамы. Подошли к первому останцу, прижались к нему, он весь в снегу. Сделали, как получилось, на его фоне общее фото. Пошли дальше. Группа начала разбредаться, главное никого не потерять. Вот уже появился второй Столб, снова писки-крики, надо как можно более красиво сфотографироваться. Дальше группа из двух столбов и крайняя группа из трех. Всех увидели вблизи. Где-то неподалеку вроде как обрыв, могу ошибаться. Побродили вокруг, осмотрели все как могли.
Метель и туман иногда местами расступались, и тогда на мгновение можно было увидеть группу столбов. Но все сразу не видно. В сумерках вернулись обратно. Лыжи всей группы, воткнутые в снег, смотрелись очень красиво, их успело занести снегом.
В домики инспекторов оперативно начали готовить ужин, кипятить чай, сушить вещи. Во всем этом действе узнали, что сейчас находимся в часовом московском поясе и несколько минут пытались понять, во сколько у нас ранний подъем, чтобы и хозяев не разбудить слишком рано, и выйти на рассвете на столбы. Наконец улеглись — нужно отдохнуть.
Подъем не заставил себя ждать. Иногда казалось, что за весь поход проспал всего часов тридцать, не больше. При этом, когда бы не встал, и сколько бы не проспал, чувствовал себя достаточно бодро. Вот она великая сила Северного Урала!
Быстро перекусили, рюкзаки собраны, выходим на улицу — вроде бы пока есть видимость. Надеваем лыжи и бегом к столбам. По сравнению с предыдущим вечером утром погода нам благоволила. На подходе увидели сразу все плато Маньпупунер. Все сразу разбежались кто куда. Всем хочется красивых ракурсов, увидеть лес с вершины плато. Я зажег файер, сделал несколько фото на фоне первого столба. Естественно, в запланированный тайминг мы не уложились, а нам еще возвращаться обратно семнадцать километров. Погода лучше, чем была накануне, но непонятно в каком состоянии лагерь после такой пурги. А еще, если мы хотим погулять по Ивделю, то нужно пройти теперь за один день двухдневный километраж. И, соответственно, ранний подъем, как обычно часа в три.
Зато! Мы увидели Столбы Выветривания в плохую погоду. Утром прогулялись и увидели их в хорошую. Наши лица довольны, можно и обратно. Еще раз спасибо ребятам-инспекторам Печоро-Илычского заповедника за то, что разрешили нам переночевать у себя. А мечты все-таки сбываются!
НА ОБРАТНОМ ПУТИ
Возвращаясь обратно в приподнятом настроении, каждый из нас вспоминал увиденное чудо. Спуск обратно в сторону Печоры был еще интереснее. Горка круче, за ночь неплохо навалило снега. Местами я и некоторые участники купаются в пушистом снегу. Чтобы не накупаться, можно спуститься просто по пухляку между деревьями. Спускаемся в зону леса, тут можно устроить небольшие гонки и лыжникам среднего класса. Помните шутку? Кто круче: лыжник или сноубордист?. Конечно правильный ответ: турист! 🙂
Вот и оказались на берегу Печоры, где еще вчера пили чай, когда шли в сторону своей мечты. Погрызли баранок, орехов, сушеного мяса, пора и на гору подниматься. Подъем обещает быть проще, да и дорога в любом случае будет проще, когда увидел, что хотел. Буквально через минут двадцать встречаем старых знакомых. Ребята уверенно идут вперед, облизываясь от предвкушения того, что их ждет. Перекидываемся парой слов, желаем удачи.
На Вологодской Грани нас ждет ветер, он уже не так страшен. Остаток пути до лагеря прошел практически незаметно. Сделали несколько красивых фотографий на склоне горы, остался небольшой спуск. Уже видна лесная зона, где находится лагерь. Спуск до леса у каждого прошел по-своему. Кто-то, как опытный горнолыжник, полностью спустился на лыжах до зоны леса, кто-то, как неопытный, сначала упал несколько раз, чтобы потом снять лыжи и остаток пути пройти пешком. Ну а некоторые, не мудрствуя лукаво, просто пошли пешком. Еще минут двадцать по пухляку между деревьями, и мы в лагере.
А там нас ждал сюрприз. Центральный кол палатки сломался от тяжести снега, и она оказалась завалена, а с виду как будто ее забросили несколько недель назад. Срубаем новый, восстанавливаем прежний вид, топим печку. Пора ужинать и отдыхать. Завтра по факту последний день на лыжах. Планируем пройти весь путь до базы Трехречье, порядка двадцати двух километров. Надо рано встать и выйти не позже пяти утра.
Просыпаемся, собираем лагерь, выходим затемно. Спуск, подъем, очередной спуск и мы уже в верховьях реки Янысос. На улице светает, на реке начинает покалывать легкий морозец. Проходя по реке Луцоулье, оглядываемся на наш первый лагерь. Еще пару переходов и делаем перекус. До базы остается около двенадцати километров, а это три с небольшим часа в пути.
Вот мы и пришли, снимаем лыжи, упаковываем снаряжение. Есть немного времени вскипятить и попить горячего чая до отправки в деревню к манси. Несколько часов в санях и вот мы уже заселяемся в гостевой домик в мансийской деревне. Нас угощают мясом лося, чтобы мы приготовили вкусную похлебку. А еще для нас растопили баню и мы можем там погреться и помыться. Пока готовим в домике ужин, отправляем первыми в баню девчонок, а по их возвращению идем сами. Погревшись и помывшись, возвращаемся в домик, а горячая вкусная еда уже нас дожидается.
Все хорошее, как известно, имеет свойства заканчиваться, так вот заканчивается и наше прекрасное путешествие. Остался день выброски до Ивделя, небольшая культурная программа в самом городке и пора домой. До Ивдели добрались в тот тайминг, в который планировали, а именно еще порядка трех часов в санях с манси и десять часов на вахтовке. Приехали и заселились в самую что ни на есть обычную городскую баню. И сегодня снова можно попариться, только уже с вениками. Только сначала надо бы перекусить и побаловать себя разными вкусностями.
Наутро нас ждал местный краеведческий музей, куда сходили вместе с ребятами из второй группы, которые приехали с утра в ту же самую баню. Прогулка по городу, покупка сувениров — как же без новых магнитиков! Прогулка к скалистому каньону реки Ивдель никого не оставила равнодушным. Показалось, что находишься на Усьвинских столбах Южного Урала.
А вот уже и время паровоза в Екатеринбург. Утром мы в столице Свердловской области. Почти все участники планируют лететь в Москву самолетом, чтобы сэкономить время. Еще несколько часов и за иллюминатором самолета мелькает столица, потом получение багажа и лыж, такси, лифт на этаж. Из зимнего Урала быстро оказываешься в весенней Москве. Пора разбирать рюкзак и фотографии с похода.
ЭПИЛОГ
Дорога длиною в девять дней подошла к концу. За пять дней на лыжах пройдено около восьмидесяти пяти километров. Очерк не получилось сделать коротким, так как хотелось описать эмоции не только во время путешествия, но и мысли до его начала.
Если говорить о погоде, то нам очень с ней повезло, и Северный Урал встретил нас с распростертыми объятиями. Удалось побывать в той снежной зиме (по факту уже весне) из-за которой так любишь подобные места.
Каждый участник команды внес свой вклад, чтобы данное мероприятие надолго врезалось в память. Сам поход и места были просто удивительны.
Если дать совет туристам, которые туда только собираются, то относитесь к подбору снаряжения и одежды ответственно и тогда поход принесет только удовольствие, а погода не испортит ваше настроение.
И, конечно же, до встречи в новых походах…
(с) Александр Б., участник лыжного похода на Маньпупунер в марте 2021 года с командой City Escape.