В этом путешествии по Русскому Северу мы постарались собрать всё самое интересное — невероятные природные достопримечательности, при виде которых от восторга перехватывает дыхание, маленькие города, где прошлое и настоящее сплелись воедино, уютные деревни и сёла с многовековой историей — всё в достаточно комфортном формате без палаток. Мы побываем в гостях у местных жителей, которые любят родной край, берегут традиции, местный диалект и щедро делятся своими знаниями и радушием с гостями. Увидим деревянные храмы Архангельской глубинки и просторы Северной Двины. Полюбуемся на природные красоты и геологические обнажения на самой большой реке Вологодчины — Сухоне. Погуляем по красивейшему и уютному Великому Устюгу. Побываем на заводе «Северная чернь» – уникальном предприятии народного художественного промысла, сложившегося в городе Великий Устюг в ХVII веке, сохраняющем трехсотлетние традиции древнерусского искусства чернения по серебру. Изюминкой путешествия станет поездка по узкоколейной дороге в посёлок, куда нет других дорог. В этих краях не стоит ждать какого-то изысканного сервиса и пафосных заведений. Здесь берут простотой, доброй душой, необычайной искренностью и открытыми сердцами. Здесь цепляет природа и атмосфера, история и культура, бережное отношение к предкам и забота о сохранившихся ценностях. Автоформат путешествия позволяет преодолеть большое расстояние за непродолжительное время и увидеть действительно очень много, путешествовать с комфортом, не нести большой вес и уделить максимум времени фотосъемке.
Тип маршрута | Продолжительность | Протяженность (км) | Нитка маршрута | Сложность маршрута |
---|---|---|---|---|
Авто | 5 дней | 500 км на машине
60 км по узкоколейной железной дороге |
Котлас — Черевково — Соезерская Пустынь — Красноборск — Верхняя Уфтюга — Опоки — Великий Устюг — Котлас |
Несложный. Доступен новичкам. |
Даты похода: 22-26 сентября 2025
План похода:
Участники из Москвы встречаются 21 сентября (воскресенье) в 21.00 на Ярославском вокзале. Билет надо купить на поезд 042В Москва — Воркута до станции Котлас Южный. Поезд отправляется из Москвы в 21:50 и прибывает в Котлас на следующий день в 15.40. Участники из других городов встречаются с группой на станции Котлас Южный 22 сентября в 15.40.
День 1 (22 сентября)
День 2 (23 сентября)
Сегодня нас ждёт очень интересный день. Фотографируем дома Гусевых и едем в отдаленный посёлок, основанный в конце 50-х годов, как конечная станция лесовозной узкоколейной железной дороги. У нас будет уникальная возможность проехать по ней в специально арендованном для нас вагоне. Когда-то в этих северных краях кипела жизнь: заготавливались миллионы кубометров леса, в глухой тайге росли новые посёлки, для перевозки леса строились сотни километров узкоколейных железных дорог. Потом закрылись леспромхозы, а узкоколейки стали разбирать на металлолом. Чуть больше повезло тем дорогам, которые служат единственным транспортным сообщением оставшимся обитаемым лесным посёлкам. Один из таких примеров — железная дорога, по которой мы поедем.
Лес возить перестали, а пассажирский поезд остался в ходу. И теперь два раза в неделю катится он с вагончиком в цветочек и везёт с большой земли в поселковый магазин те товары, которые жители городов с лёгкостью берут в ближайшем супермаркете.
В конце пути нас ждёт местная достопримечательность: мы отправимся в деревню Соезерская Пустынь к лесному озеру и древней церкви ( 3 км пешком в одну сторону).
Название деревни Соезерская Пустынь напоминает о монастыре, существовавшем на берегу лесного озера с XVII века. Первая монастырская церковь сгорела, а вот вторая, построенная через сто лет, в 1748 году, уцелела и существует до сих пор. Сохранилась и шатровая колокольня. Удивительна Пустынь еще и тем, что здесь прекрасно чувствуют себя кедры. Из завезенной триста лет назад шишки выросла их целая роща.
За церковью простирается большое озеро, так что вся Пустынь стоит на полуострове, с трех сторон окруженная водой. На озере мы устроим перекус с горячим чаем и отправимся в обратную дорогу. Через полтора часа вагончик доставит нас в посёлок, где мы поужинаем и поедем в Красноборск. Заселяемся в гостиницу, отдыхаем — завтра очень рано вставать.
День 3 (24 сентября)
Сегодня отправимся на правый берег Северной Двины в Верхнюю Уфтюгу — живописный край, где сохранилась атмосфера старины Русского Севера, где зародилась знаменитая уфтюжская роспись, где до сих пор стоят деревянные столетние избы и колодцы-журавли. Село Верхняя Уфтюга расположено в 45 км от Красноборска. Попасть туда можно с помощью паромной переправы.
Нам предстоит ранний выезд в 6 утра, чтобы успеть на паром. Переправляемся через реки (именно здесь Уфтюга впадает в Северную Двину), любуясь рассветными видами. Досыпаем ещё час в дороге и к 8 утра приезжаем в Верхнюю Уфтюгу. Там нас встречают вкусным завтраком со свежеиспечёнными шаньгами, после которого идём на экскурсию по селу. Сначала нам покажут храм Дмитрия Солунского 1784 года постройки. Это деревянная шатровая церковь высотой 43 метра – выше знаменитого Преображенского собора в Кижах. Побываем также в местном краеведческом музее и в доме ремёсел, которыми так славилась уфтюжская земля. В прежние времена её называли «страной туесов», здесь их делали бесчисленное количество, украшая причудливой росписью.
Мы тоже попробуем украсить этой росписью заготовку на мастер-классе. А после поучаствуем в интерактивной программе с песнями, играми и северной кухней — нас ждёт потрясающе вкусный обед. Конечно же, услышим неповторимую уфтюжскую говОрю.
Нагостившись, прощаемся с душевными уфтюжанами и снова едем к паромной переправе. Дальше держим путь в знаковое место Вологодской области на берегах Сухоны — Опоки (в пути 2,5 часа). По пути поужинаем в кафе.
Здесь, в Опоках, воедино слилось множество ценностей. Это и поразительная красота северного края с уникальной экосистемой. Это и бассейн двух рек — Сухоны и Стрельны, несущих свои воды под высокими обрывами берегов, обнажающими древние породы, возраст которых более 250 миллионов лет.
Это и напоминание о тяжелых событиях прошлого нашей страны в развалинах опокского гидроузла, которые в одночасье снесла своенравная Сухона. Здесь сохранились фрагменты шлюзов и разрушенной плотины. Это все, что осталось от «Опокстроя». Смысл его был в том, чтобы поднять уровень воды на опокских порогах и обеспечить бесперебойное сообщение между Белым морем (через Двину, Сухону и Северодвинский канал) и Мариинской системой (будущим Волгобалтом). Рядом с Сухоной организовали Опоклаг. С 1940 до 1947 года здесь работали заключенные. Весной 1947 года река во время ледохода легко смыла середину плотины и всё, что наметили и построили. Это создало новые сложности для судоходства на Сухоне, значительно засорив русло. Опоклаг после этого события сразу ликвидировали, а оставшиеся 640 человек были отправлены «на другое строительство».
Жить мы будем в двух деревенских домах у местных жителей. Если останутся силы после насыщенного дня, можно будет сходить в баню.
День 4 (25 сентября)
После завтрака спустимся к реке, где будут ждать местные жители с лодками, на которых перевезут нас к фонтану. Здесь, в Опоках, находится единственный в области фонтанирующий источник — самоизливающаяся скважина, которая пробурена в 1941 году во время инженерно-геологических изысканий. Скважину пробурили геологи, которые искали кварцевый песок с целью построения стекольного завода, но при бурении наткнулись на артезианскую воду.
В скважину вставили трубу, вода стала изливаться на поверхность земли фонтаном. По данным гидрологической разведки глубина скважины составляет 192,4 метра. Фотографируемся, гуляем и возвращаемся в деревню. Пока инструктор готовит обед, будет время осмотреть остатки шлюзов и разрушенной плотины — они совсем рядом с нашим гостевым домиком. Обедаем в доме.
После обеда ещё погуляем по берегу Сухоны, посмотрим на величественную красоту этих мест. Любуемся закатом и уезжаем в Великий Устюг (в пути 1 час). Заселяемся в гостиницу. Ужин в кафе (входит в стоимость).
После погуляем по вечернему городу, ещё раз полюбуемся на самую большую реку Вологодчины — Сухону. Начало она берёт в Кубенском озере, а чуть ниже Великого Устюга отдаёт свои воды Северной Двине. Ночуем в гостинице в Великом Устюге.
День 5 (26 сентября)
В интерактивной части экспозиции зала можно понаблюдать за работой мастера-гравера, который как и три века назад, искусно владея инструментом — штихелем, вручную вырезает традиционный для промысла узор на серебряном изделии. В заключение посетим фирменный магазин. Обед в кафе города (не входит в стоимость). После обеда будет свободное время, чтобы посетить другие интересные места Великого Устюга, которых здесь немало. Вечером выезжаем из Устюга в Котлас. Ужинаем в кафе (не входит в стоимость), покупаем продукты в дорогу и уезжаем в Москву на поезде 375Я в 21.08. Поезд прибывает в Москву 27 сентября (суббота) в 17.08 на Ярославский вокзал.
Проживание:
2 день: завтрак в гостевом доме. Перекус с горячим чаем в обед. Ужин в кафе в поселке.
3 день: завтрак и обед в Верхней Уфтюге. Ужин в придорожном кафе.
4 день: завтрак и обед готовит инструктор в гостевом доме. Ужин в кафе в Великом Устюге.
5 день: завтрак в гостинице. Обед и ужин в кафе (не входит в стоимость, средний чек 400-500 р.)
Список необходимого снаряжения:
— большой туристический рюкзак либо спортивная сумка (для ваших личных вещей)
— небольшой рюкзак для радиальных выходов
— чехол на рюкзак
— штормовая куртка (мембрана. Защита от ветра и мелкого дождя)
— плотная флисовая кофта или шерстяной свитер (средний слой)
— дождевик (на случай сильного дождя)
— шапка, шарф (или баф), перчатки
— резиновые сапоги (хорошо подойдут из материала ЭВА — они очень мало весят)
— треккинговые ботинки
— КЛМН (кружка, ложка, миска, нож)
— термобелье, 2 синтетические футболки, тонкие и шерстяные носки, нижнее белье
— легкий головной убор (бандана, панама
— термос объемом не менее 1 л. (обязательно!)
— сидушка
— фотоаппарат (по желанию)
— средства личной гигиены и личная небольшая аптечка
— фонарик налобный и запасные батарейки к нему
— карманный «ходовой» перекус (несколько шоколадных батончиков, орехи, сухофрукты)
— купальные принадлежности, небольшое полотенце
Внимание! Если вы хотите приобрести какое-либо походное снаряжение или одежду, но затрудняетесь в выборе — напишите или позвоните нам — мы с радостью вам поможем! Для наших участников действуют скидки во многих туристических магазинах Москвы.
Стоимость участия в походе: 58 000 р.
В стоимость входит:
— баня в Черевково в первый день
— ужин в Черевково в первый день
— завтрак в гостевом доме в Черевково во второй день
— проживание в гостевом доме в Черевково
— все переезды по маршруту на микроавтобусе
— проезд по узкоколейной железной дороге
— перекус с горячим чаем во второй день
— ужин в кафе во второй день
— проживание в гостинице в Красноборске
— экскурсии и фольклорная программа в Верхней Уфтюге
— завтрак и деревенский обед в Верхней Уфтюге
— посещение бани в Опоках
— проживание в гостевых домах в Опоках
— ужин в третий день в Опоках
— завтрак и обед в Опоках в четвертый день
— переезд на лодках к фонтану в Опоках
— ужин в кафе в четвертый день в Великом Устюге
— проживание в гостинице в Великом Устюге
— завтрак в гостинице в Великом Устюге в пятый день
— обзорная экскурсия по Великому Устюгу
— экскурсия на завод»Северная Чернь»
В стоимость не входит:
— билеты на поезд
— обед в кафе в первый день
— обед и ужин в кафе в пятый день
Оплата и бронирование:
Полностью внести сбор можно непосредственно инструктору, в первый день похода. Место в группе бронируется только после получения предоплаты в размере 10 000 р. Внимание: предоплату за этот поход можно вернуть не позднее, чем за 60 дней до начала похода. Позднее — только при условии замены другим участником. Подробнее об условиях оплаты