Прямой узел — один из самых простых морских узлов, с которого и стоит начинать постигать наузистику (науку «узловязания»).

История:

Раньше на судах с помощью прямого узла в сильный ветер матросы уменьшали площадь парусов — этот процесс назывался «рифлением парусов», а узел, соответственно, «рифовым». Завязывался он предельно просто и быстро, а также был достаточно надежен для своей цели, за что и получил большую популярность. Рифовый узел немного отличался от современного прямого узла. Эту незначительную разницу видно на рисунке:
Untitled-1

Применение:

Главное назначение прямого узла — связывание двух веревок одинакового диаметра. Почему именно одинакового? Если прямым узлом связать две веревки разной толщины, то под нагрузкой узел «поползет». Под сильной нагрузкой даже на одинаковых по толщине веревках прямой узел может ползти — этому способствуют «скользкие» материалы, из которых изготовлены современные веревки, влага и сама геометрия узла. Чтобы узел не полз, необходимо завязывать контрольные узлы с каждой стороны от прямого узла. Как на этой картинке:
Untitled123

Как правильно завязать:

Казалось бы — такой простой узел, где здесь можно ошибиться! Но за этой внешней простотой скрывается большая опасность. Американский моряк Клиффорд Эшли, написавший самую известную книгу об узлах (The Ashley Book of Knots), вот что в ней пишет про прямой узел: «Этот узел, применённый для связывания двух тросов, унёс больше человеческих жизней, нежели дюжина других узлов, вместе взятых». Посмотрите на две фотографии ниже — на одной из них прямой узел завязан правильно, а на другой нет. Как вы думаете, на какой?
OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Как можно заметить, узлы завязаны и выглядят практически одинаково. Небольшая разница только в том, что на первой фотографии ходовые (короткие) концы выходят в одну сторону, а на второй — в разные. Это и есть одна из самых опасных и незаметных ошибок при завязывании прямого узла! Узел правильно завязан на первой фотографии, где оба ходовых конца выходят в одну сторону!  Если нагрузить узел на второй фотографии, то он мгновенно протравит веревку и развяжется!

Использование в альпинизме:

Как известно, почти все альпинистские узлы имеют морское происхождение, т.к. мореплавание значительно старше альпинизма. Но не все морские узлы нашли применение в альпинизме. Прямой узел — как раз один из таких узлов и в альпинизме не используется. Для связывания двух веревок одинакового диаметра в альпинизме используется узел «грейпвайн».

Где же тогда использовать прямой узел?

Если у вас нет парусной яхты, то использовать прямой узел вы сможете в быту — везде, где до этого завязали бы простой «кухонный» узел или бантик. В отличие от простого узла, прямой не затягивается так сильно — развязать его потом значительно проще, а также он более надежен (простой узел имеет свойство ослабевать и распускаться без постоянной нагрузки). Другими словами — в любой рядовой ситуации, где нужно связать две веревки, шнурка и т.д. Но никогда не пользуйтесь прямым узлом, если связываемые веревки являются элементом страховочной цепи (альпинизм) и от них зависит чья-то жизнь!

Прямой узел — один из самых простых морских узлов, с которого и стоит начинать постигать наузистику (науку «узловязания»).

История:

Раньше на судах с помощью прямого узла в сильный ветер матросы уменьшали площадь парусов — этот процесс назывался «рифлением парусов», а узел, соответственно, «рифовым». Завязывался он предельно просто и быстро, а также был достаточно надежен для своей цели, за что и получил большую популярность. Рифовый узел немного отличался от современного прямого узла. Эту незначительную разницу видно на рисунке:
Untitled-1

Применение:

Главное назначение прямого узла — связывание двух веревок одинакового диаметра. Почему именно одинакового? Если прямым узлом связать две веревки разной толщины, то под нагрузкой узел «поползет». Под сильной нагрузкой даже на одинаковых по толщине веревках прямой узел может ползти — этому способствуют «скользкие» материалы, из которых изготовлены современные веревки, влага и сама геометрия узла. Чтобы узел не полз, необходимо завязывать контрольные узлы с каждой стороны от прямого узла. Как на этой картинке:
Untitled123

Как правильно завязать:

Казалось бы — такой простой узел, где здесь можно ошибиться! Но за этой внешней простотой скрывается большая опасность. Американский моряк Клиффорд Эшли, написавший самую известную книгу об узлах (The Ashley Book of Knots), вот что в ней пишет про прямой узел: «Этот узел, применённый для связывания двух тросов, унёс больше человеческих жизней, нежели дюжина других узлов, вместе взятых». Посмотрите на две фотографии ниже — на одной из них прямой узел завязан правильно, а на другой нет. Как вы думаете, на какой?
OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Как можно заметить, узлы завязаны и выглядят практически одинаково. Небольшая разница только в том, что на первой фотографии ходовые (короткие) концы выходят в одну сторону, а на второй — в разные. Это и есть одна из самых опасных и незаметных ошибок при завязывании прямого узла! Узел правильно завязан на первой фотографии, где оба ходовых конца выходят в одну сторону!  Если нагрузить узел на второй фотографии, то он мгновенно протравит веревку и развяжется!

Использование в альпинизме:

Как известно, почти все альпинистские узлы имеют морское происхождение, т.к. мореплавание значительно старше альпинизма. Но не все морские узлы нашли применение в альпинизме. Прямой узел — как раз один из таких узлов и в альпинизме не используется. Для связывания двух веревок одинакового диаметра в альпинизме используется узел «грейпвайн».

Где же тогда использовать прямой узел?

Если у вас нет парусной яхты, то использовать прямой узел вы сможете в быту — везде, где до этого завязали бы простой «кухонный» узел или бантик. В отличие от простого узла, прямой не затягивается так сильно — развязать его потом значительно проще, а также он более надежен (простой узел имеет свойство ослабевать и распускаться без постоянной нагрузки). Другими словами — в любой рядовой ситуации, где нужно связать две веревки, шнурка и т.д. Но никогда не пользуйтесь прямым узлом, если связываемые веревки являются элементом страховочной цепи (альпинизм) и от них зависит чья-то жизнь!

Поделиться:
Записаться в поход

    ФИО*

    Ваш телефон*

    Ваш e-mail*

    Ваш возраст

    Город*

    Поход*

    Дата похода*

    Номер клубной карты (при наличии)

    Дополнительно

    как Вы о нас узнали?

    Нажимая на кнопку, я выражаю свое согласие с Правилами обработки персональных данных