Автор текста: Анастасия Пименова, инструктор турклуба «City Escape»

Друзья, рада представить вашему вниманию подробный отчет о нашем Крымском походе. Возможно, искорки любопытства «зажгутся» в ваших глазах и вам захочется оторваться от серых будней и пуститься с нами в следующее путешествие!

HC7qIG4j3a0

Сбор группы в аэропорту

udQLtYFrLJo

Светлана

4-5 января
Вечером, накануне вылета, несколько участников похода (из Москвы) собрались у меня в гостях. В то время как мы чаевничали, распределяли перекус и обсуждали грядущие планы, другая наша участница, Светлана, уже преодолевала путь в 1500 км от Сыктывкара до Москвы.

5 января. 8:00 утра. Аэропорт Домодедово, -17 за окном.
Практически все граждане нашей с вами необъятной родины, изрядно подустав от новогодних праздников, лежат под одеялами, с перспективой оставшуюся неделю просидеть дома. Но мы не из тех… Дух авантюризма, страсть к приключениям и неизведанному не дает впасть в зимнюю спячку!
Мы встречаем Светлану, наша команда наконец в сборе! На взлет!
Симферополь. Каждый раз, прилетая в Крым, еще стоя на трапе самолета, вдыхая этот воздух, особенный, мягкий, говорю себе: «Я дома»! Светлана заметила, что у нее как будто легкие «расправляются». Не зря же Крым называют «Здравницей». В аэропорту нас уже ждал водитель, пунктуально приехавший заранее. Мы погрузились в уютный микроавтобус и отправились за приключениями в столицу Крымского ханства г. Бахчисарай. Заселились на турбазу «Привал», замечательное и очень мной любимое местечко. Огромное спасибо всем сотрудникам за постоянный теплый прием. Нам выделили лучшие номера, очень теплые и уютные. Кстати, в «Привале» есть каминный зал,  где проходят завтраки и ужины. К слову, кормят там просто потрясающе. За все пять дней, что мы там были, меню ни разу не повторилось.
U3fsLzSFp98

6 января.
Сегодня насыщенный день! Нам предстоит добраться до Свято-Успенского мужского монастыря, далее тропа поведет нас все время вверх до древнего пещерного города Чуфут-Кале, заброшенного караимского кладбища. Пройдя его насквозь, мы вернулись к «Привалу» уже по другой дороге. Что бы попасть к монастырю, решено было идти через старый город. Улочки здесь узенькие, больше напоминают тропинки, рассчитанные на пешеходов и всадников. Домики XIX века с одной стороны, и навесные скалы, с прорубленными в них нишами, с другой. Ведь именно здесь нашли стоянки древнего человека.
EmgvgqSytWc
Когда появился в Крыму первый человек? В учебниках пишут, что произошло это великое событие от ста до трехсот тысяч лет назад. Однако ялтинский ученый Сергей Жук поставил официальную науку в тупик, найдя на Южном берегу большие коллекции орудий труда, которым не меньше восьмисот тысяч лет. Они могли принадлежать только питекантропам. Питекантроп — это обезьяночеловек, «человек выпрямленный». Известно, что в удобных для жилья пещерах крымских предгорий селились неандертальцы — древние люди, жившие 250-35 тысяч лет назад35-8 тысяч лет назад в Крыму появились Кроманьонцы. Кроманьонцылюди современного типа. Он был высок, ходил прямо. В лице его появились тонкие человеческие черты: высокий и широкий лоб без массивного надбровного валика, прямой нос, выступающий подбородок.

Созерцая всю эту красоту природы и местный колорит, мы и не заметили как подошли к Свято-Успенскому мужскому монастырю. Такое редко увидишь! Монастырь действующий и полностью вырублен в скале. Когда заходишь в сам храм, попадаешь в каменную нишу. Внутри царит полумрак, ты находишься в темноте и тишине, лишь по углам горят свечи. Нам сильно повезло! Только раз в год, перед Рождеством, открывается еще один проход, уходящий в самую глубь камня. Там, практически в полной темноте, стоит чудотворная икона Божьей матери. Нам удалось ее лицезреть.
Итак, держим наш путь дальше к городищу Чуфут-Кале. От пещерных городищ всегда веет каким-то мистицизмом, какой-то многовековой тайной. Чуфут-Кале мне всегда напоминает дерево в распиле, где кольца – это пласты времени. Самый нижний ярус Чуфут-Кале – это пещеры, вырубленные еще трагладитами (древними людьми), по предположениям историков это были неандертальцы. Потом эти пещеры заселят Гото-Аланские общности, затем их сменят татары, будут здесь жить и Греки, и Армяне, и самые последние жители крепости – Караимы. Поднимаемся выше и попадаем в средневековье: мостовые, выложенные булыжником, уже каменные домики. До постройки Бахчисарая , столицей Крымского ханства была именно Кырк-Ор (старое название Чуфут-Кале), на самом верху можно увидеть дома Караимов, постройки XVIIIXIX века. Осматривая Чуфут-Кале, мы встретили замечательного человека, Ивана Кузьмича, который дополнил мои знания, открыл нам еще больше тайн этого потрясающего места, показал спрятанные от туристов тайники.
W0k5Sa6Q0FI
Счастливые и уставшие мы начали спуск к туристической стоянке Бешек-Тау, где был запланирован перекус, и от которой до Бахчисарая совсем недалеко. На этой туристической стоянке в майском и июньском походах мы проведем пару ночей. Стоянка очень комфортная, сделаны столики для перекуса, аккуратные беседки, костровища, удобное местоположение для радиальных выходов делают ее абсолютно комфортной. Если в мае-июне будут желающие посетить Бахчисарай, стоянка расположена в получасе ходьбы от старой части города. Если, конечно, у вас будут оставаться силы после выходов 🙂
v8wLFckm3Zc
Хочу сделать небольшое отступление и немножечко рассказать о климате Крыма. Если вы, друзья мои, желаете увидеть в Крыму Тайланд, то вам стоит ехать сюда лишь с середины июня и до середины сентября. Начиная с октября, погода будет преподносить всяческие сюрпризы. Например, в октябре 2015г в Крыму было всего +10, а на ноябрьские праздники +15 +17 и яркое солнце без единого облачка. Проведя все свое детство на южном берегу Крыма, могу сказать, что май и ноябрь — месяца неустойчивые. Бывает, бегаешь в футболке, по-летнему тепло, а в следующем сезоне в то же время могут идти дожди (так бывает не только в Крыму). Но у природы нет плохой погоды и (абсолютно точно) все в этом мире зависит от вашего отношения. Кто собирается совершить с нами Крымское путешествие весной, не забудьте про теплые вещи! Куртка и две пары обуви – это обязательный атрибут, не считая рюкзака и спальника, конечно! Ночью может быть достаточно холодно. А зима в Крыму всюду относительно влажная, с частым выпадением осадков.

7 января
Накануне выхода всю ночь шел сильный дождь. На 7 января был запланирован выход к скиту Св. Анастасии. Утром, выйдя на улицу, стало понятно, что погода сегодня будет неустойчивая, но, судя по облакам, дожди будут сильные, но кратковременные, да и температура +13 градусов… Если не сегодня, то, возможно, потом на Тепе-Кермен мы взобраться уже не сможем. У меня были ощущения, что на следующий день небо окончательно затянет и пойдет затяжной дождь, и тогда покорить пещерный город мы просто не сможем. Подход к нему крутой, а по абсолютно сырой земле идти туда просто опасно. Кто ходил, тот знает 🙂 Решено было рискнуть! На Тепе-Кермен ведет одна единственная тропа. С Юга-Запада он практически недоступен. Высота обрывов здесь достигает 12 метров. Тепе-Кермен самый маленький пещерный город, но он так же и самый таинственный. Он включает в себя 250 пещер, расположенных в три яруса. С этой высоты открывается потрясающий вид на всю Качинскую долину. Вот уж где действительно можно почувствовать себя птицей. У нас была еще одна цель: отыскать главную достопримечательность – пещерную церковь, датированную VIII веком н.э. И мы ее нашли! Спасибо Леше, его нескончаемому потоку энергии и энтузиазму! Церковь удивительна. Колонны полностью уцелевшие, высеченные на наружных стенах кресты, алтарь, крестильня, две гробницы и костница, расположенная ниже ярусом. По старой традиции мы совершили определенный ритуал. Что за ритуал-говорить не буду, в мае сами все узнаете. А нам пора идти на базу.

8 января
Как я и думала, небо окончательно затянуло и пошел затяжной дождик. Но разве это может остановить закоренелых оптимистов? Стало ясно, что до скита мы пешком не пойдем. Под дождем 15 км – это сомнительное удовольствие. Но безвыходных ситуаций не бывает! До скита решено было ехать на автобусе, а сэкономленное время мы потратим на просмотр Ханского дворца, который не был изначально запланирован. Пеший переход до скита отложим на май и июнь! Так что, все что не делается, делается к лучшему. Скит Святой Анастасии — интереснейшее место. Расположен он рядом с пещерным городом Качи-Кальон. В мае-июне, у нас будет время не только посетить храм, но и вдоволь полазить по пещерному городу. К храму мя поднялись по узенькой тропинке, 150 метров вверх. Сам монастырь образовался в VIII веке н.э, кельи выдолблены прям в камне. Честно скажу, такого я еще не видела. Скит полностью украшен бисером, монахи проделали в буквальном смысле ювелирную работу: оформили не только каждую икону и лампаду, но и каждую, даже крохотную, деталь. На территории скита есть церковная лавка, где посетители могут приобрести не только украшения, но и мыло ручной работы, выполненное с добавлением горных трав, масло, иконы из бисера. Осмотрев все это чудо, мы поспешили на остановку, нам надо еще успеть посетить ханский дворец, забежать в магазинчик восточных сладостей и собрать вещи! Ведь завтра рано утром мы переезжаем к морю!
1AYf3f13sp8

9 января
Крым – это три континента, соединенные в одном прекрасном полуострове: Степной Крым, горный Крым и южный берег Крыма. Изюминкой январских каникул и большого крымского путешествия является полная смена обстановки и окружающего пейзажа — переезд из горной части на южный берег. На всех это производит неизгладимое впечатление! После пяти дней лазанья по пещерным городам, конечно, хочется чего-то новенького. И море — это самый лучший вариант, тем более, что на Крымском берегу есть много интереснейших мест, да и воздух здесь пропитан запахом целебных трав и морской воды, насыщен ароматом хвойных и можжевеловых лесов. Приехав на Форос, и заселившись в дом, мы побежали смотреть Форосскую церковь. Снизу она выглядит как маленькая белая точка, на вершине огромной скалы. К церкви ведет старая винтовая дорога, и с нее открывается потрясающий вид на побережье! Так, за непринужденной беседой, мы добрались до самой вершины. В этот день погода нам благоволила, светило солнце и было по-весеннему тепло! А вечер мы провели на море, любуясь красивым закатом…
9E-D2eq1jLo

10 января
План на сегодня наполеоновский: добраться до Байдарских ворот, далее вылезти на яйлу, пройти ее насквозь и по чертовой лестнице спуститься вниз, вернуться в Форос.

Горный перевал со столь интригующим названием (Чертова лестница) проходит по границе Главной гряды Крымских гор, между г. Морчека (986 м н.у.м.) и Кильсе-Буруном (856 м). Между ними имеется широкое понижение, ограниченное двумя скальными контрфорсами — Балчик-Кая и Мердвен-Кая. Дно крутого ущелья как будто выложено гигантскими ступенями и действительно напоминает на отдельных участках полуразрушенную исполинскую лестницу. Кстати, находки кремневых микролитов (изделий эпохи неолита) в ущелье Чертовой лестницы свидетельствуют о том, что эти места посещались людьми задолго до появления в Горном Крыму тавров, еще более 10 тысяч лет назад. Существует достаточно обоснованное предположение, что эта дорога длительное время, причем весьма активно, использовалась также и римлянами — здесь были найдены осколки краснолаковой чаши и ручка амфоры первых веков нашей эры. Итак, Шайтан-Мердвен является одним из первых перевалов, освоенных человеком в Крыму. Этот перевал в древности связывал Южный берег с пещерными монастырями, городами и крепостями княжества Феодоро (Мангуп, Эски-Кермен, Качи-Кальон и др.), Херсонес — с крепостью Харакс.

Погода с утра не задалась, накрапывал небольшой дождик, был сильный туман, но разве это может нас остановить? Нам удалось вылезти на яйлу, но пройти ее насквозь в такую погоду было почти нереально — видимость была практически нулевая. Как говорится в пословице: «Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет». Решено было добираться до Чертовой лестницы по низу, тем более, что путь проходит по живописнейшей дороге, с одной стороны окруженной скалами, а с другой — чудесным видом на море. За сегодня мы протопали около 27 км, а затем, уставшие и счастливые, вернулись в наш домик. А вечером были настольные игры и глинтвейн 🙂

Друзья! Если вам хочется чего-то необычного, новых интересных знакомств и впечатлений, свежего воздуха, а также заряда сил и энергии – убегайте из города, присоединяйтесь к нам! 🙂
yDAF1-gB_FU

Автор текста — Пименова Анастасия, инструктор турклуба «City Escape»

Автор текста: Анастасия Пименова, инструктор турклуба «City Escape»

HC7qIG4j3a0

Сбор группы в аэропорту

udQLtYFrLJo

Светлана

4-5 января

5 января. 8:00 утра. Аэропорт Домодедово, -17 за окном.
Мы встречаем Светлану, наша команда наконец в сборе! На взлет!
U3fsLzSFp98

9E-D2eq1jLo

10 января

yDAF1-gB_FU

Автор текста — Пименова Анастасия, инструктор турклуба «City Escape»