Рассказ о любом походе обычно выливается в целое сочинение, а рассказ о походе-разведке тем более. Да простят меня читатели за излишнюю многословность, но хочется запечатлеть в истории многочисленные детали наших приключений, а поэтому история обещает быть длинной.

Электричка. Дорога нам предстояла дальняя. Время старта в 6.48 – самое раннее на моей памяти, а Егорьевск – самый удаленная точка, где я проводил ПВД на выходные, если не говорить о Тверских походах. Благо людей в поезде было немного – это позволило рассесться вольготно на половину вагона, а кому-то даже разлечься и немного доспать. Поиграть на гитаре в поезде летом обычно не удается из-за шума от открытых окон, поэтому все желающие проводили время в разговорах и тревогах о предстоящем маршруте, которые я откровенно подогревал и провоцировал.

До Верейки мы добрались довольно быстро на такси и пошли в сторону водохранилища. Дорога проходила по смолистому сосновому бору и большую часть пути мы обсуждали последствия ковида для обоняния. По пути заглянули к небольшому пруду, вода в котором довольно сильно обмелела. Теоретически, в нем даже можно было бы искупаться, но утром еще не было настолько жарко, да и впереди маячила возможность искупаться в водохранилище. По прекрасным лесным дорогам мы вскоре добрались до дер. Пешур, где находится дом лесника, и где мы нашли желанный колодец. К этому моменту уже стало настолько жарко, что находиться на солнце было очень тяжело. Хорошо, что нас окружал лес, который создавал достаточно тени. Недолго думая, мы решили здесь же пообедать, хотя было всего 12.30. Но наличие чистой колодезной воды обезоруживало, и мы остались в этом оазисе, расположившись в тени деревьев. Дом управляющего имением Хлудовых выглядел неплохо сохранившимся для деревянной постройки начала 20-го века. Потратив на обед около часа, мы пошли дальше.

Еще со спутника было видно, что водохранилище отделено от береговой части какой-то канавой, поэтому было ясно, что попасть к нему можно будет не везде. Но когда мы подошли к месту, обозначенному на карте, как удобное место для стоянки, то увидели широкую протоку и свежую колючую проволоку на той стороне. Пройдя вдоль всей береговой линии водохранилища мы убедились, что канаву перейти возможности нет, хотя колючая проволока вскоре исчезла. Оставалась надежда на дальнюю часть, откуда вытекала Цна. Все это время мы шли по территории колонии серых цапель, но в лесу наблюдать их не удалось. Опытный орнитолог в нашей группе рассказал, что к насиженным местам они вернутся только под вечер. К тому же, как мы позже убедились, искать их лучше прямо на заболоченных участках, а не в гуще леса.

Пройдя через территорию заказника, мы вышли почти к берегу водохранилища, где сначала встретили шлагбаум, обмотанный колючей проволокой, а затем и вооруженного мужика без формы, который сообщил, что это частная территория и находиться здесь запрещено. На наши уговоры он сослался на строгое начальство и посоветовал обойти это место по лесу, чтобы нас никто не видел. Несмотря на то, что нам оставалось пройти несколько сот метров до моста, по которому мы покинули бы закрытую территорию по дороге, он отказался нас проводить/пропустить к выходу. Пришлось обходить через лес. Правда скоро территория стала сильно заболоченной, появилось препятствие в виде небольшого ручья с топкими берегами, который мы перешли по бревну. Хочется отметить положительную сторону сильной жары – многие лужи, болотца и топкие места сильно обмелели, либо совсем высохли, поэтому можно было пройти посуху даже в обычных кроссовках. За весь поход сапогами никто так и не воспользовался.

Выйдя по краю болота к дамбе, мы остановились на привал, чтобы оценить обстановку и понять, можно ли все-таки пройти к мосту по лесу и не встрять в болото. Я убежал на разведку, по дороге вспугнув с протоки цаплю, которая широко взмахнув крыльями, исчезла в кронах деревьев. Скоро я обнаружил старую бобровую плотину через широкую протоку, которая выходила из болота, и вернулся обратно. Через плотину мы прошли к большой поляне, с которой была видна дамба водохранилища и слышался рев воды. Здесь мы снова расположились на отдых, а я побежал дальше, проверить, не пересохла ли речка Понюшка, у которой мы планировали заночевать.

Для начала мне пришлось преодолеть сильно заболоченный участок по бобровой плотине, за которым начинался снова сосновый лес с отличной дорогой. Понюшка сильно обмелела, но в русле все еще было достаточно воды. Вода, конечно, была сомнительного коричневого цвета, но в болотистой местности сложно найти что-то получше. Приметив место для лагеря, где было много плоских участков и сухих дров, я проделал обратный путь и снова повел всех через бобровую плотину. Пока ребята меня ждали, им удалось увидеть цаплю.

Не пересохни болото, преодолеть его не замочив ног было бы нереально, так что нам снова повезло. К сожалению, встать рядом с речкой не удалось, так как берега сильно заросли травой, лес переходил в березовый, поэтому за водой приходилось отправляться за несколько сот метров.

После установки палаток и сбора дров, все отправились к речке и приняли долгожданные водные процедуры. На стоянку мы пришли где-то в 19.30, поэтому поужинали довольно поздно. После чая и знакомства, состоялся долгожданный гитарный вечер, который волевым усилием пришлось закрывать, так как предстоял ранний подъем. После того, как в костер было вылито около 10л воды, все разбрелись по палаткам. Некоторые ночевали в гамаках, благо погода располагала. Я же оставил палатку без тента, и перед сном можно было любоваться звездами, мерцавшими среди крон деревьев. Уже ложась спать, я увидел клеща, уцепившегося в мою голень. Пришлось заняться его извлечением, что было довольно увлекательным – клещи меня не кусали с глубокого детства. Выкручивать его было очень увлекательно. Ночью периодически раздавался лосиный зов, чрезвычайно похожий на ослиный, но в целом ночь прошла спокойно.

Энтузиасты и особые ценители проснулись с рассветом, чтобы в тишине полюбоваться утренним туманом и просыпающимся лесом. Кому-то даже посчастливилось спугнуть кабана. К 6 утра уже стало довольно жарко, и я отправился на речку за водой для завтрака. Позавтракав и вылив на костер и вокруг него почти два кана воды для очистки совести, мы пошли к мосту через Понюшку.

Дорога до Тупиц прошла хорошо. Было жарко, но помогала тень от деревьев. Лес был все еще преимущественно сосновым, поэтому мы без труда преодолели небольшой азимут сквозь папоротники, чтобы немного срезать и выйти на дорогу к деревне. Деревня порадовала нас колодцем с прохладной водой, которой мы наполнили все свободные емкости, а также усердно поливались. В такой жаркий день это было «Удовольствие» с большой буквы. В деревне есть несколько заброшенных домов, но в целом люди там еще живут и сюда ведет проселочная дорога от Вороново. К сожалению, короткая дорога до деревни Гора заросла, поэтому нам пришлось обходить по дороге через Вороново, что прибавило нам километраж. Сначала это была дорога из песка, а после Вороново начался асфальт, по которому еще несколько километров мы топали до деревни Горы. Коварное солнце поливало нас своим отнюдь не добрым теплом всю дорогу от Тупиц, что сильно утомляло и доставляло страданий. И хотя вокруг дороги росли высоченные сосны, угол падения лучей оказывался всегда таким, что практически не оставлял тени на нашем пути. После Вороново пара ребят решили уехать до Кривандино на такси и мы с затаенной завистью с ними попрощались.

В д. Горы мы радостно набросились на колодец, потому что состояние группы приближалось к критическому: жара и натертые ноги сильно подрывали моральный дух нашей разведки. После колодца мы сходили посмотреть на руины церкви на окраине деревни, после чего еще несколько человек решили нас покинуть и уехать на автобусе до ж/д станции. Надо отметить неунывающую собаку Бусинку, которая несмотря на жару, препятствия и большой километраж рвалась вперед. Видимо причиной тому были полчища слепней, которые преследовали нас по пятам. Что удивительно, стоило нам сесть на привал, как их становилось значительно меньше. Они как будто щадили нас, давая передохнуть, а возможно сами отдыхали неподалеку, а потом продолжали свое неугомонное кружение. Комаров напротив, было не так уж и много, за что им отдельное спасибо. Если ко всем нашим испытаниям добавились бы еще и полчища комаров, то стало бы совсем тяжело.

От Гор мы пересекли засеянное поле по тракторному следу и углубились в лес. Видно, что многие дороги были подтоплены, но сейчас остался лишь засохший слой грязи, и мы без труда прошли там, где раньше понадобились бы сапоги. Все немного переживали, успеем ли мы на нашу единственную электричку до Кривандино, поэтому спешили, превозмогая усталость и боль в натруженных ногах. Чай кипятить на обед не стали, а наскоро перекусив бутербродами, продолжили путь. Скоро вышли на широкую хорошую дорогу, обрамленную высокими соснами. На дороге нашли медянку и даже устроили небольшую фотосессию. Потом дорогу перепорхнул тетерев, за которым следовал целый выводок цыплят, которые бестолково заметались вдоль обочин при нашем приближении. Мы постарались поскорее пройти, чтобы они могли воссоединиться с родителем.

Скоро дорога привела нас к долгожданной Пожоге, куда мы пришли аж за 40 минут до электрички, которая состояла всего из одного вагона. Все свободное время мы посвятили водным процедурам у колодца. Хозяин колодца с недоверием поглядывал на нас, видимо упрекая за излишнюю расточительность, но нас было не остановить. Скоро к бетонной плите, которая заменяла платформу, стали стекаться местные жители, подошел вагон и мы шумно в него погрузились. Пока ожидали поезд, местная жительница рассказала о том, что неподалеку есть братская могила немецких военнопленных, которые строили эту железную дорогу. Родственники немцев спустя годы разыскали это захоронение, проложили к нему дорогу и установили обелиск жертвам войны.

Наш поезд оказался самым тихоходным в московской области – всего 40км в час, поэтому в Кривандино мы добирались чуть меньше часа, несмотря на небольшой километраж. За время короткой пересадки успели купить билеты, вовремя заняв место в длинной очереди из местных жителей, и благополучно погрузились. Правда свободных мест в электричке оставалось уже немного и всем вместе сесть уже не получилось. Дорога показалась невероятно долгой. Лишь зайцы, пробегающие туда-сюда по составу от контроллеров, да разговоры соседей развлекали нас в пути.

?Итог: Цели разведки выполнены! Ценой невероятных усилий и высокого морального духа участников, о чем они несомненно должны поведать всем свои друзьям и знакомым. Погода испытывала нас на термоустойчивость, но мы выстояли, отделавшись лишь солнечными ожогами и стоптанными ногами. В таком варианте маршрут не годен — в силу увеличившегося километража и появившегося куска асфальта. Для того, чтобы наблюдать цапель необходимо забрасываться ближе и отводить как минимум 2-3 часа для их поиска и наблюдений. В первый день нами пройдено 20 км, во второй все 25 км. Каждый прошел через свою порцию трудностей, но дивный сосновый воздух и хорошая компания компенсируют все эти неудобства. Я очень рад, что разведка состоялась и весь запланированный маршрут пройден, несмотря на все препятствия. Преклоняюсь перед силой духа людей, которые были со мной в этом походе. Надеюсь, мы еще не раз встретимся 😉