Отчет о походе по Кенозерскому национальному парку

Ровно год назад в марте 2018 года мы впервые приехали в Кенозерье и сразу влюбились в эти места. Пройдя лыжный маршрут через весь национальный парк с юга на север, мы остались под большим впечатлением от увиденного. Еще не уехав, уже хотели вернуться. И вот стремительно пролетел год, и мы снова несемся в поезде по заснеженной тайге, к спрятавшимся в ней озерам, старинным деревушкам на живописных берегах, громадному Кенозеру, древним деревянным храмам и новым впечатлениям. В этот раз нас больше (17 человек) и все такие разные. Но уже с первого вечера, когда в плацкартном вагоне Саша достал гитару и все дружно запели песни, стало понятно, что всем нам знакомо «щемящее чувство дороги», и поход пройдет отлично!

Кенозерье в этот раз продемонстрировало нам всю палитру мартовской погоды — от сильного снегопада, оттепели и ветра, до мороза и ясного голубого неба. Но все участницы (да, участниц в этот раз было значительно больше, чем участников) стойко выносили трудности пути, не теряя при этом бодрости духа и хорошего настроения — за что всем вам большое спасибо! Команда из нас получилась отличная, программу похода выполнили полностью, а каждый день был наполнен интересными и запоминающимися событиями. Остается только добавить, что время опять пролетело слишком быстро, и не успели мы оглянуться, как уже вернулись в Москву. Но каждый привез теплые воспоминания об этом путешествии, а без расставаний, как говорится, не бывает новых встреч.

Всем остальным, кого с нами не было, предлагаем прочитать отчет о нашем походе.

Краткий отчет по дням:

День 1 (4 марта): В 10 утра архангельский поезд доставил нас в Няндому. Сфотографировавшись у верстового знака, загрузились в микроавтобус и отправились в деревню Морщихинскую — центр Каргопольского сектора парка.

Отчет о походе по Кенозерскому национальному парку

По приезду нас ждал вкусный обед в просторной протопленной избе с русской печкой. В меню был грибной суп, вареная картошка и жареная щука, пойманная здесь же в Лекшмозере, а также очень вкусные пироги с северными ягодами. Пообедав, мы стали собираться в дорогу — нам еще предстоял 7-километровый переход до деревни Масельга, где по плану должна быть первая ночевка. Шли по хорошо накатанной снежной дороге — до Масельги еще доезжают машины, а дальше только снегоходы. По пути видели табун лошадей на краю деревни в просторном загоне, а затем углубились в лес. Постепенно дорога вывела нас на высокую гряду между двух озер: Масельгским и Вильно. Эта гряда, поросшая сосновым лесом —  водораздел между Атлантическим и Северным Ледовитым океанами — «северный экватор», как иногда его называют.

Еще засветло (темнело только в начале 7 вечера) мы успешно добрались до деревни и заселились в три избушки на высоком берегу Масельгского озера. Сразу закипела работа: кто-то разжигал печи в домах, кто-то колол дрова и разводил большой костер на улице, кто-то уже занялся ужином, топил снег, а с неба тихо опускались большие снежные хлопья.

Силы у нас еще были, и большая часть команды отправилась в радиальный выход к церкви Александра Свирского на Хижгоре. Полазав с фонариками по лесным сугробам, мы наконец нашли правильную тропу и вскоре поднялись на высокий лесистый холм. Отсюда даже зимним вечером открывался потрясающий вид на озеро и бесконечное море деревьев вокруг, а на вершине стоял большой деревянный храм середины XIX века.

Отчет о походе по Кенозерскому национальному парку

Хижгора имеет высоту 217 метров и является самой высокой точкой всего Каргополья (без альпинизма и тут не обошлось 🙂

Вечер прошел в уютной маленькой избушке, в которой все собрались вокруг стола и пели песни под гитару и мерное потрескивание печки. В Масельге электричества нет, а поэтому яркие гирлянды на батарейках, повешенные над столом, и пламя свечи создавали неповторимый уют.

День 2 (5 марта): В этот день нам предстоял самый протяженный переход на нашем маршруте: 16 км. А также на сегодня был самый плохой погодный прогноз: синоптики обещали сильный снегопад. Кто-то скажет, что 16 км — это мало. Да, на лыжах можно пройти весь наш маршрут за один день (55 км) и ничего не увидеть, кроме лыжни перед носом. Но если никуда не спешить, то будет намного интереснее — и мы никуда не спешили.

Отчет о походе по Кенозерскому национальному паркуОтчет о походе по Кенозерскому национальному парку

Обещанный снегопад начался сразу же после завтрака, но без ветра он нас почти не беспокоил и только создавал сказочные лесные пейзажи. Мы шли по буранному следу, который петлял по тайге и часто то резко спускался с горки, то поднимался на другую, чтобы затем вновь спуститься.

Отчет о походе по Кенозерью

Небольшие спуски и подъемы заметно оживляли наше движение, а Андрей и Алёна даже разработали классификацию кенозерских горок, и тщательно анализировали каждый свой новый спуск. Сани-волокуши, которых у нас было целых три, не считая еще одного гермомешка, на спусках норовили догнать своего хозяина, а если у них это не получалось, то хотя бы встретить где-нибудь из-за поворота следующего лыжника, который вылетал оттуда «с ветерком». В общем, было весело 🙂

Вскоре мы вышли из леса на берег Долгого озера (не путать с Долгим озером к северу от Вершинино). Летняя тропа уходила в обход на запад, а мы спустились вниз и пошли короткой дорогой по льду. Здесь мы были открыты всем ветрам, но погода нас пощадила, и вскоре мы вышли к удобной стоянке на берегу, где и сделали большой обеденный привал. Снова все действовали очень быстро и слаженно, без лишних слов и просьб, как будто мы уже давно ходим в походы именно таким составом. Меньше чем через час был готов наваристый борщ и прозрачный кисель (эх, воды в котелке было слишком много).

Пообедав и немного отдохнув, пошли дальше. Миновав заброшенную деревню Думино, снова углубились в лес. После обеда двигались помедленнее, да и потеплело под вечер — волокуши тянуть стало заметно тяжелее. Спустя какое-то время снег перестал, лес стал редеть, и мы как-то внезапно очутились на вершине высокого холма, где в окружении вековых елей стоял знаменитый Порженский погост.

Отчет о походе по Кенозерскому национальному парку

Раньше вокруг него было большое село, но в наши дни от жилых построек почти ничего не осталось. Деревянный отреставрированный храм теперь возвышается в одиночестве, и считается одним из самых труднодоступных в России.

Отчет о походе в Кенозерский национальный парк

У подножия холма разлилось Малое Порженское озеро, на берегу которого мы и заночевали в избушке. По сравнению с прошлым годом в домике стало еще более комфортно: больше спальных мест, отлично оборудованная кухня (при желании можно готовить на газу), а благодаря солнечным батареям мы зарядили фотоаппараты и рации.

Отчет о походе по Кенозерскому национальному парку

Вечер прошел не менее душевно, чем предыдущий. Играли в настольные игры, травили байки, пели песни, а Алёна всех поразила своей эрудированностью, загадав такое слово, что его так никто и не смог отгадать 🙂

День 3 (6 марта). Встав пораньше, чтобы затопить печь и поставить на нее будущую кашу, я обнаружил за окном потрясающей красоты рассвет, раскрасивший абсолютно чистое небо в яркие краски. Хотелось всех разбудить и показать эту красоту, но я все-таки сдержался. А чуть позже из-за леса на другом берегу вышло солнце, и заснеженное озеро, холмы и деревья заискрились в его лучах. В этот день была идеальная погода: абсолютно чистое голубое небо и легкий мороз. В такую погоду можно идти на лыжах бесконечно долго, но сегодня километраж у нас был меньше, так что приходилось растягивать удовольствие.

После завтрака пришел дежурный инспектор парка и открыл нам Порженский погост, так что мы смогли полюбоваться на древний храм не только снаружи, но и внутри, и даже подняться на колокольню.

Отчет о походе по Кенозерскому национальному парку

Затем наш путь лежал по льду Большого Порженского озера, на котором вдруг поднялся пронизывающий ветер.

С одного бока припекало уже весеннее солнце, а с другого дуло по-зимнему. Но скоро озеро осталось позади, и мы сделали привал на опушке леса, где ветер нас уже не мог достать.

Неподалеку из озера вытекала очень живописная речка Порженка, по берегу которой мы и пошли дальше в глубь леса. Берег постепенно становился выше, а на самой его высокой точке мы посетили смотровую площадку. Река в этом месте течет в глубоком каньоне, как где-нибудь в горах.

Отчет о походе по Кенозерскому национальному парку

А дальше снова были горки, обед на берегу Худого озера, шутки и смех. Не успели мы оглянуться, как очередной длинный спуск вывел нас прямиком в деревню Горбачиха — на самый берег огромного Кенозера. Здесь мы и должны по плану заночевать.

Заселившись в избушку, приняли решение отправиться налегке в соседнюю деревню Видягино. Деревня ныне заброшена, но в ней до сих пор сохранилось несколько очень колоритных домов, а также часовня и храм. Быстро пересекаем на лыжах залив Глубокая лахта и выходим на полуостров, на котором стоит нужная нам деревня.

Место это очень живописно в любое время года, а деревянная архитектура дополняет окружающий пейзаж своей естественной и простой красотой.

Отчет о лыжном походе по Кенозерскому национальному парку

Храм понемногу реставрируют и по сравнению с прошлым годом прогресс заметен.

Отчет о лыжном походе по Кенозерскому национальному паркуОтчет о походе по Кенозерскому национальному парку

Побродив по деревне и сделав фотографии, мы отправились обратно в свою избушку, в которой Алёна уже затопила печку. Солнце тем временем уходило за лес и окрасило весь залив прощальными лучами.

Вечером столбик термометра понизился, а пока готовился ужин, четверо смельчаков отправились на рыбалку (не зря же снасти и ледобур тащили с собой). Лед оказался толстым и многослойным — пробурить его было непросто. Насверлив несколько лунок, попробовали ловить на блесну и мормышку, но поклевок не последовало. Изрядно замерзнув, мы наконец не выдержали и смотали удочки, вернувшись с позором без рыбы аккурат к готовности ужина. Договорились в будущем брать с собой целую замороженную щуку для подобных случаев 🙂

День 4 (7 марта). Утром снова было ясно, но уже через пару часов налетели облака, подул ветер, и солнце лишь изредка показывалось из-за туч. Сегодня нам предстоял большой переход по льду Кенозера — практически от самой южной его оконечности до северной — деревни Вершинино. Оделись потеплее, так как на озере разгулялся ветер и нашими союзниками против него были только острова, создающие так называемую ветровую тень, в которой мы и делали привалы.

Равняйсь! 🙂

Соседняя с Горбачихой деревня — Косицыно — оказалась не такой уж и заброшенной, как нам сначала показалось. Сперва нас заметили собаки и прибежали поздороваться (раз есть собаки, то должны быть и люди), а затем с правого берега на лед выехали дровни, запряженные лошадкой, и направились к деревне.

Выйдя из-под защиты очередного острова, мы снова подверглись нападению ветра. Он подымал в воздух снежную крошку, крутил ее вокруг нас и бросал в лицо — можно было почувствовать себя полярным исследователем на бескрайних льдах Арктики. Женя тем временем достал модернизированную с прошлого года систему, получившую впоследствии название «солнечный парус». На нем он планировал добраться до Вершинино «короткой дорогой», но ветер, как уже говорилось выше, был в тот день против нас. Но все-таки Жене удалось его «запрячь» и проехать несколько метров «на всех парусах».

На обед остановились на красивом берегу, поросшим высокими соснами. Здесь была оборудованная стоянка, и мы спрятались под деревянным навесом от ветра. Перекусив, снова вышли на лед. На горизонте уже была видна деревня Вершинино и Никольская часовня на холме — «маяк» и символ Кенозерья.

Отчет о походе по Кенозерскому национальному парку

Но расстояние на льду выглядит обманчиво, и как не казался берег близким, а достигли мы его не сразу. Но вот уже видны разноцветные наличники на окнах домов и изредка проезжающие машины. Было немного грустно возвращаться в цивилизацию из бескрайних лесов, в которых так легко слышно тишину и свои мысли. Но в Вершинино тоже очень приятно, а с высокого холма от стен часовни открывается потрясающий вид на огромное озеро и многочисленные острова.

Поселились мы в «Постоялом дворе» — комфортабельной и со вкусом обставленной гостинице. И снова зазвучали красивые песни в исполнении Александра, а вся наша компания собралась теперь на кухне. Незаметно наступила ночь.

День 5 (8 марта) 8 марта мы посвятили экскурсиям по Вершинино и близлежащим окрестностям. Эта деревня — культурный центр Кенозерского национального парка и в ней расположены все основные музейные экспозиции. Здесь собраны старинные артефакты со всей территории парка — от рабыцких сетей, самоваров, горшков и корзин из бересты, до уникальных «небес» из многочисленных кенозерских часовен.

В честь праздника в деревенском доме культуры состоялся концерт в русском-народном стиле, который посетила часть нашей команды, а остальные снова надели лыжи и побежали в радиалку на другой берег Долгого озера — к деревням Немята и Тырнаволок. И там и там сохранились старые часовни, которые мы и посетили.

На горизонте часовня Трех Святителей. Деревня Немята

На льду Долгого озера неподалеку от деревни Тырнаволок

Около часовни в деревне Тырнаволок

Вернувшись в Вершинино, не теряя времени прямо на лыжах отправились в музей «В начале было слово», где увидели интересные экспозиции, посвященные сказителям былин и преданий, живших раньше в Кенозерье, а также фольклористам-исследователям Русского Севера. К слову, Женя так вдохновился этим музеем, что за ночь написал сказ о нашем походе, а Александр положил его стихи на музыку (концертную запись скоро опубликуем).

После праздничного ужина был небольшой салют, баня с выпрыгиванием в сугробы, а затем завершающий большой концерт на кухне (совсем финальный концерт чуть поменьше был следующим вечером в поезде).

День 6 (9 марта) После завтрака за нами приехал микроавтобус и мы отправились в Плесецк. И снова, как и год назад, еще не успев положить в багажник рюкзак, у меня возникло твердое желание поскорее снова приехать в Кенозерье.

(с) Филипп, инструктор турклуба City Escape

Авторы фотографий: Филипп, Александр

Подробнее о походе по Кенозерью

Всем остальным, кого с нами не было, предлагаем прочитать отчет о нашем походе.

Краткий отчет по дням:

Отчет о походе по Кенозерью

Отчет о походе в Кенозерский национальный парк

Отчет о лыжном походе по Кенозерскому национальному парку

Храм понемногу реставрируют и по сравнению с прошлым годом прогресс заметен.