Поход под Звенигород

На лыжах по Подмосковью

Одним долгим зимним вечером несколько лет назад вся наша компания собралась на кухне у Феди. Особого повода для встречи не было. За чашкой чая мы пересматривали старые походные фотографии, сделанные им в разные годы.  Здесь были холодные виды зимнего Урала, цветущее ущелье Ирик в Приэльбрусье, восточные отроги самого Эльбруса, киргизские юрты и многое другое. После просмотра сразу же началось бурное обсуждение новых маршрутов и построение далёких планов. Но меня вдруг осенило: ”Почему бы нам не сходить в небольшой поход уже на следующих выходных?”. Ребятам идея понравилась. Хотя, как неожиданно выяснилось, никто из нас не ходил в лыжный поход. У каждого на балконе стояли обычные беговые лыжи, кто-то периодически выбирался на них в парк, а Федя даже несколько раз участвовал в ежегодном лыжном пробеге “Калистово — Фрязино”, но с рюкзаком в лес на лыжах никто из нас не ходил. Все единогласно решили восполнить этот пробел.

Теперь нужно было выбрать маршрут. Решено было пойти туда, где никто из нас не был. Многие скажут, что Подмосковье уже “потеряно” для походов, и с этим, к сожалению, трудно не согласиться. Всё меньше в нём остаётся нетронутых цивилизацией мест, всё сложнее проложить маршрут, который бы не пересекал шоссе и не проходил по дачным посёлкам или городским окраинам. Но при большом желании даже в Подмосковье можно найти оазисы настоящей дикой природы!

Поисками такого места мы и занялись: открыли карту, полезли в Интернет читать отчёты о походах. И тут меня осенило второй раз. Я вспомнил рассказ своего старшего брата — в прошлом студента биофака московского университета — о каком-то необычном болоте в лесу под Звенигородом. Там неподалеку у брата проходила летняя практика, а в свободное от занятий время все студенты ходили посмотреть на редкостное болото. Почему редкостное? Болото под Звенигородом было верховым.

При слове “болото” наше воображение обычно рисует такую картину: вода, грязь, ряска, заросли камыша (как в фильме “А зори здесь тихие”) — это низинное болото. Такие болота широко распространены по всей России и образуются по берегам рек и озёр, в низинах, рядом с родниками и в результате зарастания водоёмов. Каждый, кто хоть раз бродил по лесам, видел такие болота. А те, кто не видел, знают их по народным сказкам про кикимору и болотника — древних славянских духов, живущих в трясине.

Верховые болота образуются “на базе” низинных болот в результате долгого накопления в них торфяных отложений. Они — обычное явление для тайги и северных областей нашей страны, но в Подмосковье встречаются крайне редко.  Волковское болото, расположенное в лесу под Звенигородом, и есть как раз одно из таких редких мест. Верховые болота сильно отличаются от низинных, внешне они очень похожи на обширное поле, поросшее мхом-сфагнумом. На таком “поле” растут карликовые деревца и кустарники, клюква, морошка, брусника и черника, также можно увидеть росянку, вереск, пушицу и кукушкин лён, а вокруг собрать множество грибов — они тоже любят влажную торфяную почву. Почти всегда у верхового болота есть “зеркало” — открытая водная часть, внешне похожая на озеро. Вода в таком «озере» чистая и пригодная для питья (после кипячения), хотя и имеет коричневатый торфяной оттенок.

Но зимой вся эта красота лежала под метровым слоем снега, и нами двигал, скорее, спортивный интерес. Другими словами, у нашего похода, как и подобает, появилась цель: отыскать в лесу заповедное болото. В то время в Интернете о нём не было почти никакой информации, а всё, что помнил брат — что находится оно где-то посреди леса к югу от биостанции МГУ, и что студентами они шли до него “час точно”. Исходя из этих данных, мы обозначили на карте предположительное место болота – на ней посреди леса было отмечено небольшое озеро с заболоченными берегами. Других подобных мест на карте не имелось.

Состав нашей экспедиции – четверо парней. У всех за плечами опыт самых разных походов, но только не на лыжах. Решили использовать обычные беговые, потому что туристских ни у кого не было, а покупать их специально мы не решились. Из прочего снаряжения была палатка Nova Tour Pamir 3M, горные спальники RedFox, коврики, небольшие рюкзаки, два котла, топор и провиант.

Ближе всего до болота от деревни Волково (отсюда и его название), но мы решили идти с севера, со стороны биостанции, чтобы немного увеличить и без того небольшой маршрут. Волково стало нашей финальной точкой, а всего мы должны были преодолеть около 15 км.

И вот морозным субботним утром мы прибыли на Белорусский вокзал и без  приключений погрузились в электричку до Звенигорода. По прибытии туда пересели на автобус и доехали до села Каринское — начальной точки нашего маршрута. Из окна автобуса видели исторический центр древнего города, а также Саввино-Сторожевский монастырь, но решили, что эти места заслуживают отдельного внимания.

В Каринском у нас был последний шанс посетить продуктовый магазин, но мы были уверены, что ничего не забыли, и поэтому сразу направились к реке. Лыжи надели почти сразу — просёлочная дорога была покрыта хорошим слоем снега.
Вскоре нашему взору предстал огромный подвесной мост через Москва-реку — один из самых больших в Московской области. Второй такой мост я видел близ села Васильевское, что в 30 км выше по течению.

Биостанция МГУ расположена на самом берегу реки и найти её легко — достаточно просто идти вдоль берега вниз по течению. Сначала наш путь проходил по живописным пойменным лугам, затем лес стал подходить вплотную к реке, и мы тропили уже по узкой лесной опушке. Но вот между деревьями показались  аккуратные домики биостанции, а значит, настало время сделать привал — первая часть пути нами пройдена. Зимой на биостанции живет сторож, а студенты почти совсем не появляются, и в тот раз мы так никого и не встретили.

Всем, кто захочет пройти этим маршрутом, стоит помнить, что биостанция и  окрестные леса являются государственным заказником и костры где попало здесь лучше не разводить. Другие правила пребывания в лесах заказника вы найдете на информационных щитах, расставленных в нескольких местах на тропе к биостанции. При соблюдении этих простых правил из заказника вас никто не выгонит и не испортит настроение, ведь именно благодаря своему заповедному статусу эти места сохранили столь первозданный вид. Гуляя по звенигородским лесам, порой не верится, что до Москвы всего лишь 30 км. Очень хорошо, что у нас ещё остались такие нетронутые места.

Попив горячего чая из термосов, пошли дальше. Река и биостанция остались позади, мы пересекли небольшую дорогу и углубились в лес. Снег здесь был очень рыхлый, и узкие беговые лыжи ощутимо проваливались, но идти было всё равно достаточно легко.

По карте увидели, что рядом с болотом проходит просека ЛЭП, именно на неё мы и рассчитывали выйти, надеясь, что такой большой линейный ориентир мы точно не пропустим. По карте Ваня определил азимут на ЛЭП от места нашего входа в лес, но пока мы шли примерно в том же направлении по хорошо заметной тропе, проложенной, скорее всего, лесниками.

В какой-то момент тропа стала понемногу поворачивать, а потом и вовсе выбрала направление, противоположное нужному. Не помню, почему мы не построили наш маршрут по отмеченным на карте просекам — видимо, всё из того же спортивного интереса. А в тот день мы, немного посовещавшись, решили оставить тропу и пошли по азимуту напрямик через лес. С этого и начались наши приключения.

Поначалу лес был прозрачным — вековой сосновый бор, почти никакого подлеска, — идти по такому на лыжах — одно удовольствие. Но через какое-то время он стал смешанным, кусты с каждой сотней метров становились всё гуще, а кое-где по сторонам были видны огромные завалы из упавших деревьев. На одном из стволов мы обнаружили характерный узор — следы жизнедеятельности жука-короеда.

Лес словно заманивал нас, постепенно окружая всё новыми и новыми препятствиями. К моменту, когда мы оказались перед едва проходимой чащей,  прошли уже порядочное расстояние, и возвращаться назад совершенно не хотелось. Сняли лыжи, связали их в один пучок и дальше понесли на себе, продираясь каждый шаг сквозь густой подлесок. Местами приходилось останавливаться, снимать рюкзаки и передавать их друг другу через очередные “баррикады” из древесных стволов. Снег в таких местах был особенно глубоким и рыхлым, и после нас оставалась траншея, местами доходившая до пояса.

Кто-то скажет, что мы создали себе искуственные трудности, и я, пожалуй, спорить с ним не буду. Позже выяснилось, что до болота есть вполне нормальная тропа, по которой можно дойти до места всего за пару часов. Но в тот день, шаг за шагом продвигаясь по целине к своей заветной цели, мы об этом не знали, и переживали настоящее приключение всего в 30 километрах от Москвы.

Уже в темноте мы, наконец, вышли на просеку ЛЭП неподалеку от Волковского болота — по просеке до него оставалось менее километра. Переход по азимуту занял у нас более 6 часов. Болото было под снегом, но по всем признакам это было оно: тут и там виднелись карликовые ёлочки и берёзки, чуть поодаль мы нашли замёрзшее “зеркало” воды, а Павел, раскопав в нескольких местах снег, обнаружил плотный ковер мха-сфагнума.

В лесу неподалеку поставили палатку, развели костер, натопили снега и занялись приготовлением ужина. На небе мерцали мириады звёзд и их отражение плавало у меня в кружке. Такого вкусного чая я уже давно не пил.

На следующий день, позавтракав и собрав лагерь, без особых приключений добрались до деревни Волково. На сей раз шли на лыжах по хорошо читаемой тропе. В деревне нас ждал сюрприз: на краю заснеженного поля, на фоне классических русских домов и резных наличников, гулял невозмутимый верблюд! Впоследствии Федя обнаружил в деревне чайхану “У верблюда”, и тогда всё встало на свои места: верблюд был талисманом чайханы.

Так закончился наш небольшой лыжный поход по звенигородским лесам. С тех пор я много раз возвращался в эти места — и во время весеннего пробуждения природы, и жарким летом, и золотой осенью, когда на болоте полно ягод, а вокруг — грибов. В каждое время года здесь по-своему приятно. Но тот наш самый первый поход на лыжах по Подмосковью я запомнил на всю жизнь.

Автор: Филипп, инструктор клуба «City Escape»
Рассказ также опубликован в газете «Вольный ветер» (№130 2016г.)

На лыжах по Подмосковью

Автор: Филипп, инструктор клуба «City Escape»
Рассказ также опубликован в газете «Вольный ветер» (№130 2016г.)