Друг нашего клуба — Андрей Чесноков — принял участие в международной экспедиции «Кон-Тики 2». Мы задали ему несколько вопросов об этом чрезвычайно интересном путешествии.

Немного истории: в 1947 году норвежский исследователь Тур Хейердал, а с ним еще пятеро путешественников построили плот «Кон-Тики» и переплыли на нем Тихий океан от Перу до островов Туамоту. За 101 день плавания они преодолели 8000 км. Целью экспедиции было доказать, что в древние времена между Южной Америкой и островами Полинезии могли быть контакты. «Кон-Тики» продемонстрировал, что примитивный плот, используя течение Гумбольдта и попутный ветер, действительно мог относительно просто и безопасно переплыть Тихий океан в западном направлении. По возвращению из экспедиции Тур Хейердал написал книгу об этом удивительном плавании, которое считается одним из величайших путешествий XX века.

1. Андрей, как вы стали участником экспедиции? Был ли у вас до этого морской опыт?

— Всемогущий фейсбук. Нашел объявление, что требуется русский участник для освещения событий экспедиции для русской аудитории в онлайн-формате в виде короткого блога. Требования: 25-35 лет, свободный английский, «походный опыт», чувство юмора. Морской опыт не обязателен. Мне было 26, английский неплохой, но не разговорный, походный опыт: пешие, велосипедные, водные походы разных категорий трудности, восхождение на Белуху. Написал руководителю экспедиции, он сказал участвовать в конкурсе «дневников» от журнала «Вокруг света». Отправил дневник с восхождения, взял конкурс, поехал. Морского опыта не было, в детстве ходил под парусами по Волге на шлюпках ял-6.

2. Тур Хейердал в 1947 году пересек Тихий океан на таком же плоту с помощью течения Гумбольта и тем самым доказал возможность заселения Полинезии с берегов Южной Америки. Вы же не только практически повторили маршрут экспедиции 1947 года, но и попытались вернуться на плоту назад, и у вас это почти получилось. Что помешало завершить экспедицию согласно изначальному плану?

— Мы не повторили маршрут Тура Хейердала. Он шел севернее и продвинулся намного дальше на запад до архипелага Туамоту. Нашей целью был остров Пасхи, откуда мы планировали вернуться назад. Зачем? Расширить теорию Тура Хейердала о том, что океаны в прошлом были дорогами, а не преградами, и что контакт между жителями Южной Америки и Полинезии был возможен не только в одном направлении, но и в обратную сторону. В чем загвоздка? На пути на запад помогают ветер и течение. На восток они будут мешать. Плот с прямым парусом не может идти против ветра. Нужно искать другой путь. Он есть. Проходит через «ревущие сороковые» Тихого океана, где ветер преимущественно дует с запада на восток, но часто бывают шторма. Помешал вернуться эффект иль ниньо. Это течение, которое вызывает абсолютно нетипичную погоду во всем южном полушарии. Зацвела Атакама? — эффект иль ниньо, в Андах нет снега — иль ниньо. Чили залило/завалило снегом/смыло цунами — иль ниньо. В 2016 году эффект был самым мощным за очень долгий срок наблюдений. Ветра поменяли направление и в итоге мы имели преимущественно ветер с востока. И тем не менее прошли почти до конца. Это только мое объяснение, которое я не могу доказать с научной точки зрения, но другого объяснения я не нахожу. Из-за нетипичных ветров срок экспедиции растянулся дольше, чем планировалось, подвели запасы пищи и пресной воды, шторма нанесли большой ущерб плотам. Продолжать могли, но это становилось опасно для жизни, из-за чего коллективно приняли решение закончить экспедицию раньше.

3. Сколько дней вы провели в море в этой экспедиции?

— 43 до острова Пасхи, 73 обратно.

4. Как столь длительное время находиться в узком кругу людей, на ограниченном пространстве, и друг друга не поубивать?

— Нам очень повезло. Несмотря на то, что предварительных «скаток», как у космонавтов, у нас не было, команда подобралась очень уравновешенная и тактичная. В любом месте, где был даже намек на конфликт, все намеренно сглаживали углы. Все прекрасно понимали, что находятся в одинаково непростых условиях и в замкнутом пространстве, и если хоть один начнёт вызывающе себя вести, плохо станет всем. Конфликты были. На меня один раз наорал старпом по причине того, что я проспал утренний ремонт. Поговорили, извинились, конфликт исчерпался за день. С разной периодичностью бывало, что бесит всё и все. В такие моменты спасал досуг. Резьба по дереву, книги, музыка, тяжелая работа в одни руки. Чем сильнее утомишься, тем быстрее остынешь. Ну и на худой конец можно залезть на мачту и побыть там одному с плеером. Тоже оттягивает. Главное, что если люди видят, что ты встал не с той ноги, без действительно важной причины тебя не тронут, потому что на следующий день кто-то из них будет в такой же ситуации.

5. Как экспедиция повлияла на вашу жизнь?

— Пагубно повлияла. После такого опыта о нормальной жизни и работе можно забыть. Чесноков безвозвратно потерян для общества. Заболел морской болезнью. Не в том плане, что блюю за борт, а в том, что на суше долго не могу. Валялся в депрессии без моря, пока не вышел на штандарт через те же соцсети. Без денег уехал волонтерить, пока остальные сверстники продвигались по службе. А оттуда уже открылись новые дороги.

6. Планируете в будущем новые морские походы?

Закончится ковид (закончится же когда-нибудь) — вернусь на свои корабли. Им без меня плохо, мне без них. Штандарт, норвежский draken harald harfagre и шведский гетеборг. Проектов много, опыт больше 15000 морских миль, Северная и Южная Америка, Европа от Финляндии до Турции за кормой. На яхтах тоже походил. Конечно, я выйду в море. Куда же без него.

7. Как возникла идея написания книги?

— Она возникла с первой записью в дневник. Дневники пишу с детства почти во всех путешествиях, а тут событие, которое без преувеличения крупномасштабное. Было бы неправильно оставить его пылиться на полке. Работал долго, в перерывах между плаваниями, через полтора года после экспедиции издал в электронном виде и небольшим тиражом. Этим летом закончил переводить на английский. Вношу финальные правки, отдаю на корректуру. Наконец-то люди, для кого она была написана (команда), смогут ее прочесть. Торгейр (лидер экспедиции) уже прочел, его отзывом я доволен.

??Приобрести книгу об экспедиции, написанную Андреем, можно тут

Друг нашего клуба — Андрей Чесноков — принял участие в международной экспедиции «Кон-Тики 2». Мы задали ему несколько вопросов об этом чрезвычайно интересном путешествии.

Немного истории: в 1947 году норвежский исследователь Тур Хейердал, а с ним еще пятеро путешественников построили плот «Кон-Тики» и переплыли на нем Тихий океан от Перу до островов Туамоту. За 101 день плавания они преодолели 8000 км. Целью экспедиции было доказать, что в древние времена между Южной Америкой и островами Полинезии могли быть контакты. «Кон-Тики» продемонстрировал, что примитивный плот, используя течение Гумбольдта и попутный ветер, действительно мог относительно просто и безопасно переплыть Тихий океан в западном направлении. По возвращению из экспедиции Тур Хейердал написал книгу об этом удивительном плавании, которое считается одним из величайших путешествий XX века.

1. Андрей, как вы стали участником экспедиции? Был ли у вас до этого морской опыт?

— Всемогущий фейсбук. Нашел объявление, что требуется русский участник для освещения событий экспедиции для русской аудитории в онлайн-формате в виде короткого блога. Требования: 25-35 лет, свободный английский, «походный опыт», чувство юмора. Морской опыт не обязателен. Мне было 26, английский неплохой, но не разговорный, походный опыт: пешие, велосипедные, водные походы разных категорий трудности, восхождение на Белуху. Написал руководителю экспедиции, он сказал участвовать в конкурсе «дневников» от журнала «Вокруг света». Отправил дневник с восхождения, взял конкурс, поехал. Морского опыта не было, в детстве ходил под парусами по Волге на шлюпках ял-6.

2. Тур Хейердал в 1947 году пересек Тихий океан на таком же плоту с помощью течения Гумбольта и тем самым доказал возможность заселения Полинезии с берегов Южной Америки. Вы же не только практически повторили маршрут экспедиции 1947 года, но и попытались вернуться на плоту назад, и у вас это почти получилось. Что помешало завершить экспедицию согласно изначальному плану?

— Мы не повторили маршрут Тура Хейердала. Он шел севернее и продвинулся намного дальше на запад до архипелага Туамоту. Нашей целью был остров Пасхи, откуда мы планировали вернуться назад. Зачем? Расширить теорию Тура Хейердала о том, что океаны в прошлом были дорогами, а не преградами, и что контакт между жителями Южной Америки и Полинезии был возможен не только в одном направлении, но и в обратную сторону. В чем загвоздка? На пути на запад помогают ветер и течение. На восток они будут мешать. Плот с прямым парусом не может идти против ветра. Нужно искать другой путь. Он есть. Проходит через «ревущие сороковые» Тихого океана, где ветер преимущественно дует с запада на восток, но часто бывают шторма. Помешал вернуться эффект иль ниньо. Это течение, которое вызывает абсолютно нетипичную погоду во всем южном полушарии. Зацвела Атакама? — эффект иль ниньо, в Андах нет снега — иль ниньо. Чили залило/завалило снегом/смыло цунами — иль ниньо. В 2016 году эффект был самым мощным за очень долгий срок наблюдений. Ветра поменяли направление и в итоге мы имели преимущественно ветер с востока. И тем не менее прошли почти до конца. Это только мое объяснение, которое я не могу доказать с научной точки зрения, но другого объяснения я не нахожу. Из-за нетипичных ветров срок экспедиции растянулся дольше, чем планировалось, подвели запасы пищи и пресной воды, шторма нанесли большой ущерб плотам. Продолжать могли, но это становилось опасно для жизни, из-за чего коллективно приняли решение закончить экспедицию раньше.

3. Сколько дней вы провели в море в этой экспедиции?

— 43 до острова Пасхи, 73 обратно.

4. Как столь длительное время находиться в узком кругу людей, на ограниченном пространстве, и друг друга не поубивать?

— Нам очень повезло. Несмотря на то, что предварительных «скаток», как у космонавтов, у нас не было, команда подобралась очень уравновешенная и тактичная. В любом месте, где был даже намек на конфликт, все намеренно сглаживали углы. Все прекрасно понимали, что находятся в одинаково непростых условиях и в замкнутом пространстве, и если хоть один начнёт вызывающе себя вести, плохо станет всем. Конфликты были. На меня один раз наорал старпом по причине того, что я проспал утренний ремонт. Поговорили, извинились, конфликт исчерпался за день. С разной периодичностью бывало, что бесит всё и все. В такие моменты спасал досуг. Резьба по дереву, книги, музыка, тяжелая работа в одни руки. Чем сильнее утомишься, тем быстрее остынешь. Ну и на худой конец можно залезть на мачту и побыть там одному с плеером. Тоже оттягивает. Главное, что если люди видят, что ты встал не с той ноги, без действительно важной причины тебя не тронут, потому что на следующий день кто-то из них будет в такой же ситуации.

5. Как экспедиция повлияла на вашу жизнь?

— Пагубно повлияла. После такого опыта о нормальной жизни и работе можно забыть. Чесноков безвозвратно потерян для общества. Заболел морской болезнью. Не в том плане, что блюю за борт, а в том, что на суше долго не могу. Валялся в депрессии без моря, пока не вышел на штандарт через те же соцсети. Без денег уехал волонтерить, пока остальные сверстники продвигались по службе. А оттуда уже открылись новые дороги.

6. Планируете в будущем новые морские походы?

Закончится ковид (закончится же когда-нибудь) — вернусь на свои корабли. Им без меня плохо, мне без них. Штандарт, норвежский draken harald harfagre и шведский гетеборг. Проектов много, опыт больше 15000 морских миль, Северная и Южная Америка, Европа от Финляндии до Турции за кормой. На яхтах тоже походил. Конечно, я выйду в море. Куда же без него.

7. Как возникла идея написания книги?

— Она возникла с первой записью в дневник. Дневники пишу с детства почти во всех путешествиях, а тут событие, которое без преувеличения крупномасштабное. Было бы неправильно оставить его пылиться на полке. Работал долго, в перерывах между плаваниями, через полтора года после экспедиции издал в электронном виде и небольшим тиражом. Этим летом закончил переводить на английский. Вношу финальные правки, отдаю на корректуру. Наконец-то люди, для кого она была написана (команда), смогут ее прочесть. Торгейр (лидер экспедиции) уже прочел, его отзывом я доволен.

??Приобрести книгу об экспедиции, написанную Андреем, можно тут

Поделиться:
Записаться в поход

    ФИО*

    Ваш телефон*

    Ваш e-mail*

    Ваш возраст

    Город*

    Поход*

    Дата похода*

    Номер клубной карты (при наличии)

    Дополнительно

    как Вы о нас узнали?

    Нажимая на кнопку, я выражаю свое согласие с Правилами обработки персональных данных