Вот и закончился наш замечательный поход по южной Карелии… Нужно отметить, что никогда еще на этом маршруте не было столько проблем с изменениями в планах, однако очень дружный и веселый коллектив сгладил все трудности карельской непогоды. Накануне встречи с группой стало известно о поломке монастырского корабля, который чинили два дня и две ночи. Не дожидаясь, когда его отремонтируют, мы записались на метеор. Однако в день старта, когда мы встретились в Приозерске и отправились на причал, нам сообщили об отмене нашего метеора из-за начинавшегося шторма на Ладоге, но пообещали отправить с острова небольшое судно под названием «Мария», чтобы привезти нашу группу в 16 человек. Спустя несколько часов появился кораблик — для бурной Ладоги довольно маленькое судно, как нам на первый взгляд показалось — его размеры совсем небольшие около 3х12м, но это был наш единственный шанс попасть на остров в этот день.

Переход по Ладоге оказался довольно экзотическим, т.к. такие корабли чаще всего не используют в таких больших акваториях, как Ладога, а в основном для сообщения между островами архипелага. Волна была небольшая, светило солнце, однако сильный и холодный боковой ветер пробирался насквозь через одежду, заставляя нас прятаться в более теплых подветренных местах за капитанской рубкой. Спустя 3,5ч мы наконец прибыли на Валаам и разместились в палаточном лагере. Затем все вместе приготовили вкусный ужин и послушали валаамскую флейту в исполнении местного монаха, зашедшего на огонек.

На следующий день после завтрака мы отправились на пешую экскурсию по центральной усадьбе, в ходе которой узнали об истории и современной жизни валаамской обители, посетили нижний сад, хозяйственную зону и, конечно же, сердце монастыря- Спасо-Преображенский собор. Во второй половине дня после обеда мы посетили островной Никольский скит, путь к которому лежал через красивые бухточки, мостки и часовни. Одна из них соеденина со смотровой площадкой, откуда открывается великолепный вид на сам Никольский скит и монастырскую бухту. После небольшой экскурсии в скиту, там же на берегу бухты мы решили передохнуть и заодно устроить знакомство. Через некоторое время начался дождик и мы поспешили в лагерь на ужин.

На третий день после завтрака мы отправились к дальним скитам Валаама и скалистому берегу. Путь лежал через поля и леса острова, небольшие каналы мимо красивейших внутренних озер. Первое место, которое мы посетили сегодня — это монастырская ферма, где на данный момент содержатся около 40 дойных коров, 10 телят, 5 коз, ну и подаренные благотворителями альпака и два енота-полоскуна. Мы как раз застали буренок за трапезой 🙂

Далее наш путь лежал через Коневский скит и озера, соединенные мостками. Это один из самых строгих и малочисленных скитов на острове, и несмотря на свои скромные размеры довольно удачно вписан в местный ландшафт. Неподалеку на берегу озера Сисиярви мы устроились на обед, а некоторые наши дамы устроили небольшой заплыв. К этому времени сформировалась группа купальщиц (в дальнейшем они устраивали омовение при любом удобном случае в течение всего похода).

Подкрепившись, отправились дальше на г.Елеон откуда должен был открыться замечательный вид на малую Никоновскую бухту, однако в течение всего дня нас сопровождал густой туман, который так и не предоставил возможность полюбоваться видами не только с вершины горы, но и на скалистом берегу. Сделав несколько фотографий, спустились в Гефсиманию, где находится, пожалуй, одна их самых красивых церквей на острове. В любую погоду храм выглядел нарядно, напоминая пряничный домик, рядом с которым высажены плодовые деревья, боярышник, жасмин и сирень. Следуя далее по дороге, мы вышли к Воскресенскому скиту — его еще называют красным, где послушали историю возникновения этого места, посетили верхний и нижний храм, ну и конечно сделали пару общих фоток 🙂 Через некоторое время мы оказались на дороге, ведущей к скалистому берегу и метеостанции, где остались фрагменты от финских укреп районов, посетить которые нам не удалось, зато по пути мы встретили несколько разрушенных построек, бывшие ворота военного объекта и фрагменты колючей проволки. Оказавшись на скалитом берегу, мы сделали второй обед и отдохнули. К сожалению, широких пейзажей и нерп мы не увидели из-за тумана, зато смогли насладиться тишиной и загадочной красотой этого удивительного места. К вечеру мы не заметили, как оказались в лагере, где остаток дня провели за веселыми разговорами, песнями и вкусным ужином.

Сегодня день нашего переезда с Валаама в Рускеалу. После завтрака несколько часов свободного времени, поэтому были куплены все необходимые сувениры и монастырские продукты. На метеоре мы доплыли в Сортавалу, где у нас было 4 часа на осмотр города и местных достопримечательностей. Затем прибыли в кемпинг недалеко от парка Рускеала — тут нас ждали горячий душ, электричество для зарядки телефонов, чайник, холодильник и остальные привычные вещи из мирской жизни 🙂

Пятый день похода выдался очень насыщенным — мы полностью посвятили его прогулкам и купаниям. Как обычно после завтрака, мы сразу же направились к Рускеалькому парку, где взяли в прокат лодочки. Надо сказать,что впечатление от прогулки полностью зависит от погоды, т.к. мраморные стены и вода приобретают совершенно разные цвета. Нам повезло и светило солнце, мы направились сразу в гроты с потрясающей акустикой, где наши участницы исполнили несколько сольных и совместных композиций. Затем мы поплавали по карьеру, делая фотографии возле красивых стен из полосчатого мрамора.

Затем нас ждала пешая часть маршрута по парку с посещением трех карьеров, частью штолен и многочисленных смотровых площадок. Помимо естественных достопримечательностей, в парке устроены и дополнительные развлечения, одно из которых — троллей. Это трос, перекинутый через весь карьер, по которому на скорости пролетают любители остреньких ощущений. Ну и мы, конечно же, не остались в стороне 🙂 Трое из нашей группы — Алена,Тимур и Наташа — с радостью приняли этот вызов, пролетев над нашими головами, снимая видео 🙂

Совсем скоро подошло время вернуться в лагерь и отобедать вкусным рыбным супов. Вторая часть дня прошла не менее интерено, ведь мы почти всей группой отправились на заброшенный мраморный карьер. По своей красоте он уступал рускеальскому, но по чистоте воды — нет, поэтому, не долго думая, мы приступили к водным процедурам, прыгая вниз с отвесных скал. Берег карьера в основном был обрывистым, дна естественно не было видно, т.к. стена уходила прямиком на десятки метров вниз. Смельчаков оказалось около 10 чел, мы даже сняли небольшое видео «синхронного прыга» 🙂 Конечно надо еще поработать над скоростью, но можно это повторить уже в бане на берегу реки 🙂

Однако день на этом завершать не стали и сразу после купаний все отправились по дороге к Рускеальским водопадам, где снимали фильм «А зори здесь тихие». Сейчас на этом месте сделан небольшой парк с эко-тропой, мостками, кафешками, сувенирными лавками и деревянными сказочными персонажами. Сделав великое множество фотографий, закупив сувениры и отведав калиток, мы вернулись в лагерь, где приготовили вкусный ужин и поиграли в веселую игру «контакт», после которой другие жители кемпинга еще долго не могли уснуть 🙂

Незаметно наступил шестой день нашего похода и опять пришло время двигаться в путь к новым местам. Мы собрали лагерь, погрузили вещи в микроавтобус и поехали к самому большому водопаду Карелии — Белые мосты. Он не так хорошо известен из-за удаленности от больших городов, но по красоте и размерам превосходит Кивач и ему подобные. Традиционная общая фотка у водопада и свободное плавание, а некоторых Ань пришлось повторно загонять в воду, чтобы сделать красивые кадры под потоком падающей воды. Затем мы пообедали на поляне и пешком направились обратно в автобус. Уже к вечеру прибыли к последнему месту ночлега, на берег Онежского озера. Погода начала портиться, моросил дождик, предвещая непростой завтрашний день. Еще до ужина нашим девчонкам удалось собрать целую кучу белых грибов , из которых приготовили отличную заправку, а часть увезли с собой в Москву.

Заключительный день похода выдался давольно непредсказуемым. Вечерний дождик перерос в ночной ливень с усилением ветра, а к 5 утра поднялась волна и наша поездка на Кижи повисла в воздухе. Осложнялось все и тем, что судоходный прогноз можно было получить только в 8:00… Не теряя времени приготовили завтрак и пособирали грибы. Получив положительный ответ от диспетчера, погрузились в микроавтобус и двинулись в порт, где продолжили скупку сувениров.

Прибыв на о.Кижи, сразу отправились на увлекательную экскурсию по Кижскому погосту, посетили один из действующих храмов, где послушали несколько песнопений. Так же увидели как и где проживали зажиточные крестьяне, чем занимались в течение года, как возделывали поля и огороды. На берегу озера посмотрели старинные баню, амбар, а чуть в стороне мельницу, послушали колокольный звон возле одной из церквей острова. После обеда и свободного времени отправились в обратный путь. Ветер заметно усилился и снова поднялась волна, так что по пути в Петрозаводск нас немного потрясло. Вечером мы вернулись в лагерь, собрали палатки, ну а некоторые Ани дособрали и все грибы с ягодами 🙂 Однако поход на этом еще не закачивается, у нас целых 2 часа до поезда и мы спешим на пешую часовую экскурсию по городу. Местный житель и экскурсовод Ирина за кратчайшие сроки поведала нам об истории возникновения Петрозаводска, его развитии и чем он интересен в настоящее время, показала центр города с местными достопримечательностями. По окончании рассказа мы поспешили к вещам, а затем и на вокзал, где сделали последнее прощальное фото. Некоторые из нас продолжили свое путешествие — на водопад Кивач, по Петрозаводску и даже на север в Мурманск, но одно мы пообещали выполнить: осень, баня, лес и куча воспоминаний.

Хочу всех-всех поблагодарить за ту атмосферу, веселое настроение и незабываемые моменты (папоротник), которые были в нашем походе, ну а с меня остальное согласно штатному расписанию маршрутной нитки 🙂 До встречи в скором времени!